Автомобильно-переносной радиоприемник Урал-авто-2 (ДБПИ—2)


магнитола радио урал-авто-2

Инструкция по эксплуатации

Для улучшения качества звучания при приеме передач местных радиостанций па диапазонах КВ и УКВ используйте телескопическую антенну не па всю ее длину.

Конструкция и схема радиоприемника непрерывно улучшаются, поэтому принципиальная схема может отличаться от прилагаемой.

Оберегайте радиоприемник от длительного воздействия прямых солнечных лучей.

инструкция для урал-авто 2

Ваш радиоприемник дополнительно комплектуется резисторами, служащими для подавления помех при работе радиоприемника в автомобиле, и резиновыми колпачками. Резисторы устанавливаются в крышке распределителя в каждом из 4-х проводов высокого напряжения.

ля установки резисторов необходимо, при неработающем двигателе, каждый провод высокого напряжения (1), идущий к свече, извлечь из крышки распределителя (2), установить в крышку резистор (3) и в отверстие резистора включить провод высокого напряжения.

При установке резисторов необходимо заменить короткие резиновые колпачки (4), установленные па проводах, на более длинные, приложенные к радиоприемнику. Установка помкхоподавляющих резисторов не оказывает влиянии на работу двигателя.

Для снижения уровня помех и улучшения качества приёма пользуйтесь антистатиком.

2. КОМПЛЕКТНОСТЬ
2.1. Радиоприемник «Урал-авто-2» — 1 шт.
2.2. Блок питания без комплекта батареи — 1 шт.
2.3. Кассета с антенным кабелем — 1 шт.
2.4. Выносной громкоговоритель 4ГД-8Е с кабелем па отражательной доске — 1 шт.
2.5. Запасные предохранители — 4 шт.
2.6. Руководство по эксплуатации с гарантийным и отрывными талонами на радиоприемник — 1 шт.
2.7. Упаковочная коробка — 1 шт.

3. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ РАДИОПРИЕМНИКА
Радиоприемник «Урал-авто-2» предназначен для работы в автомобилях. п/о «ИЖМАШ».

Автомобильно-переносный радиоприемник служит для приема радиовещательных станций в диапазонах ДВ, СВ. КВ-49. КВ-31. КВ-25 и УКВ.
В автомобильном режиме радиоприемник работает в специальной кассете с дополнительным фильтром питания.

На кассете расположены разъем и гнездо, соединяющие радиоприемник с автомобильным источником питания, громкоговорителем и антенной типа АР-105.

В перепосиом режиме прием радиовещательных станций в диапазонах ДВ и СВ ведется на внутреннюю магнитную антенну, а в диапазонах коротких и ультракоротких воли — на встроенную телескопическую антенну.

Расположение и назначение элементов управления радиоприемника показаны на рис. 1.

Примечание. Антенна типа АР-105, громкоговоритель и кассета установлены в автомобиле.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Диапазоны принимаемых частот не уже:
Длинные волны (ДВ) — 150...405 кГц;
Средние волны (СВ) — 525...1605 кГц:
Короткие волны (КВ-49 м) — 5.95...6.2 МГц;
Короткие волны (КВ-31 м) — 9,5...9.8 МГц;
К ороткие волны (КВ-25 м) — 11.7...12.1 МГц;
Ультракороткие волны (УКВ) 65.8...73.0 МГц.

Реальная чувствительность, не хуже
а) автомобильный режим:
в диапазоне ДВ — 180 мкВ
в диапазоне СВ — 90 мкВ;
в диапазоне КВ — 50 мкВ;
в диапазоне УКВ —10 мкВ;

б) переносный режим:
в диапазоне ДВ — 2.5 мВ/м;
В диапазоне СВ — 1.5 мВ/м;
в диапазоне КВ — 375 мкВ/м;
в диапазоне УКВ — 45 мкВ/м.

Селективность (ослабление сигнала при расстройке па ±9 кГц) в диапазонах ДВ и СВ, не менее:
а) в автомобильном режиме 32 дБ;
б) в переносном режиме 30 дБ.

Полоса воспроизводимых частот, но уже:
а) автомобильный режим по тракту AM — 125...4000 Гц по тракту ЧМ — 125...7100 Гц;
б) переносный режим по тракту AM — 300...355G Гц; по тракту ЧМ — 300...7100 Гц.

Номинальная выходная мощность, не менее:
а) в автомобильном режиме — 2,0 Вт;
б) в переносном режиме 0,25 Вт.

Питание осуществияется:
а) в автомобильном режиме — через кассету от бортсети напряжением 13.2 В с минусом на корпусе (массе) автомобиля;
б) в переносном режиме — от блока питания с комплектом батарей из шести элементов типа «343» общим напряжением 9,0 В.

Габаритные размеры, не более 195X61X170 мм.
Масса без источников питания, не более 2 кг.

Рис. 1. 1. Гнездо магнитофон. 2. Гнездо телефон. 3. Гнездо наружной антенны. 4. Гнездо земли. 5. Регулятор тембра. 6. Регулятор громкости с выключателем. 7. Телескопическая антенна. 8. Ручка настройки радиоприемника. 9. Кнопки диапазонов волп (частот). 10. Кнопка подсвета шкалы. 11. Кнопка автомобильного режима. 12. Кнопка автоматической подстройки частоты (для диапазона УКВ). 13. Ручка переноски радиоприемника. 14. Фиксирующий штырь блока питания. 15. Крышка радиоприемника.
16. Корпус радиоприемника передний. 17. Корпус радиоприемника задний. 18. Блок питания.

4. ПОДГОТОВКА РАДИОПРИЕМНИКА К РАБОТЕ

Установка элементов батареи
Подготовка радиоприемника к включению и замену использованных элементов батареи производите в следующей последовательности:
а) отсоедините блок питания от радиоприемника, нажав и повернув штыри;
б) снимите крышку блока питания и извлеките использованные элементы;
в) вставьте новые элементы, соблюдая их полярность, указанную на блике питания. При неправильной установке элементов радиоприемник не будет работать;
г) закроите крышку блока питания;
д) подсоедините блок питания к радиоприемнику, нажав и повернув штыри;

Включение и настройка

а) Переносный режим.
Нажатием одной из кнопок включите нужный диапазон частот. Включение радиоприемника производится путем поворота ручки регулятора громкости по часовой стрелке.
Плавно вращая ручку настройки, настройтесь па желаемую радиовещательную станцию.
При работе на диапазонах ДВ и СВ поворачивайте радиоприемник вокруг его оси до получения наилучшего приема при минимальных помехах. Для исключения ухода частоты принимаемой станции на диапазоне УКВ включите кнопку АПЧ.

При необходимости освещения указателя настройки нажмите на кнопку подсвета шкалы.
Для записи радиовещательной программы с радиоприемника подсоедините микрофонный вход магнитофона к гнезду магнитофон.
При работе на внешний телефон вставьте штеккер в гнездо телефон радиоприемника.


Рис. 2. 1. Блок питания. 2. Крышка. 3. Элемент батареи.

При подключении внешней антенны, отсоедините блок питания (рис. 1), пропустите через отверстие в блоке питания провод внешней антенны и соедините его через прямоугольное отверстие в корпусе с антенным гнездом приемника.
Подсоедините блок питания.
Кнопка автомобильного режима должна быть нажата.

б) Автомобильный режим.
Отсоедините блок питания от радиоприемника.
В выключенном состоянии вставьте радиоприемник в кассету плотно до упора, закройте замок.
Нажмите кнопку автомобильного режима. Дальнейшее включение и настройка радиоприемника осуществляется аналогично переносному режиму, но прием радиовещательных станций на всех диапазонах ведется на автомобильную телескопическую антенну.

При включении радиоприемника постоянно освещается шкала настройки. Мощные и местные станции не рекомендуется слушать при максимальной громкости, так как при этом из-за перегрузки радиоприемника могут появиться искажения и паразитный свист, особенно при неточной настройке на станцию.

Рис. 3. Кинематическая схема верньерного устройства.

схема подключения и установки
Рис. 4. Схема установки радиоприемника в автомобиле с мягкой панелью.
1. Радиоприемник. 2. Ручка переноски. 3. Кассета. 4. Выносной громкоговорптоль. 5. Автомобильная антенна. 6. Замок. 7. Ключ замка. 8. Фильтр питания. 9. Прижимное устройство. 10. Кабель антенный. 11. Кабель питания. 12. Кабель громкоговорителя. 13. Панель приборов автомобиля. 14. Прокладка уплотнительная. 15. Корпус автомобиля. 16. Прокладка уплотнительная.

ЭЛЕКТРОСХЕМЫ

Радиоприемник «Урал-авто-2» выполнен по функционально-блочному принципу и состоит из четырех блоков: блока УКВ (А1), блока КСДВ (А2); блока УПЧ-АМ-ЧМ (А3) и блока УЗЧ (АЧ).


Рис. 3.1. Принципиальная электрическая схема блока УКВ (А1) .

Блок УКВ (A1) состоит из входного контура, двухкаскадного УРЧ и преобразователя частоты (рис. 3.1).
Входная цепь блока УКВ рассчитана на работу от штыревой телескопической антенны. Она состоит из широкополосного контура L7, С4. Связь входного контура с антенной трансформаторная, а с первым каскадом УРЧ индуктивно-емкостная. Двухкаскадный УРЧ выполнен на транзисторах VT1 и VT2, включенных по схеме с ОБ. В коллекторные цепи транзисторов VT1 и VT2 включены резонансные контуры L18, С16, С18 и L21, С35, С36, перестройка которых по диапазону осуществляется трехсекционным блоком КПЕ (С22, С37 и С47) емкостью 3—15 пФ. Функции смесителя частоты и гетеродина выполняет микросхема DA1. Гетеродин выполнен по схеме с емкостной обратной связью. Связь гетеродина со смесителем автотрансформаторная. Преобразование частоты происходит на первой гармонике гетеродина. Нагрузкой смесителя частоты служит контур L39, С53, С50, С38, настроенный на частоту ПЧ-ЧМ 10,7 МГц. Сигнал ПЧ с выхода емкостного делителя С53, С50 блока УКВ поступает на вход УПЧ-ЧМ (АЗ). Питается блок УКВ стабилизированным напряжением 5 В.


Ряс. 3.2. Принципиальная электрическая схема блока КСДВ (А2)

Блок КСДВ (А2) радиоприемника состоит из входной цепи и гетеродина диапазонов ДВ, СВ и КВ (рис. 3.2).
Катушки входных контуров диапазонов СВ (L1) и ДВ (L4) и соответствующие им катушки связи L2 и L3 выполнены на цилиндрических каркасах и размещены на ферритовом стержне магнитной антенны. Катушки входных контуров диапазонов КВ L9 — L11 выполнены на типовых унифицированных каркасах. Настройка их производится подстроечными сердечниками марки 100НН.
Гетеродины диапазонов КУ выполнены на микросхеме DA3. Один из транзисторов DA3 работает как гетеродин диапазонов ДВ и СВ, а второй — как гетеродин диапазонов КВ. Контуры входной цепи и гетеродина в диапазонах ДВ и СВ перестраиваются двумя секциями блока КПЕ типа КПЧ-4 емкостью 4—285 пФ, а зходной цепи гетеродина диапазонов КВ — двумя секциями блока КПЕ емкостью 4—25 пФ.


Рис. 3.3. Принципиальная электрическая схема блока усилителя ПЧ-АМ-ЧМ (АЗ)

Блок ПЧ-АМ-ЧМ (АЗ) включает УРЧ, смеситель частоты и совмещенный тракт усилителя AM и ЧМ сигналов (рис. 3.3).
Функции реостатного УРЧ-АМ и смесителя частоты выполняет микросхема DA4. Нагрузкой смесителя частоты служит пьезокерамический фильтр Z1, включенный через согласующий контур ПЧ-АМ L47, С63, L48. Сигнал ПЧ-АМ с выхода пьезокерамического фильтра Z1 поступает на вход первого каскада УПЧ-АМ, выполненного на микросхеме DA5.
Тракт УПЧ-АМ выполнен . двух микросхемах DA5 и DA5. Нагрузкой каскадов УПЧ-АМ служат резонансные контуры L43, С64, С65 и L51, С81, L53, настроенные на частоту 465 кГц.
Детектор AM сигнала и усилитель АРУ выполнены на микросхеме DA9. С выхода детектора AM сигнал звуковой частоты поступает на регулятор громкости R21 и далее на вход УЗЧ (си. рис. 3.4). Управляющее напряжение АРУ, снимаемое с усилителя АРУ (с вывода 8 DA9), подается через фильтр R41, С84 на второй и первый каскады УПЧ-АМ (через выводы 2 DA6 и DA5) и через фильтр R.20, С56 — на базу транзистора УВЧ (через вывод 8 DA4).
Тракт УПЧ-ЧМ выполнен на микросхемах DA2, DA5 и DA6. Нагрузками каскадов служат двухконтурные полосовые фильтры с индуктивной связью. Ведущий каскад дробного детектора собран на микросхеме DA7. Дробный детектор выполнен по простой классической схеме на двух диодах VD6 и VD7. С выхода дробного детектора сигнал звуковой частоты подается на регулятор громкости и далее на вход УЗЧ.
Высокочастотный тракт усиления питается напряжением 9 В, а блок УКВ и базовые цепи — стабилизированным напряжением 5 В от стабилизатора напряжения, выполненного на микросхеме DA8 и диодах VD4 и VD5.


Рис. 3.4. Принципиальная электрическая схема блока УЗЧ (А4) . Напряжения на выводах микросхем даны для автоматического и переносного режимов работы

Блок УЗЧ (А4) собран на пяти транзисторах и одной микросхеме (рис. 3.4). Первый каскад УЗЧ выполнен на транзисторе VT3 по реостатной схеме. В коллекторную цепь транзистора VT3 включена цепь регулятора тембра ВЧ. Предварительный УЗЧ собран на микросхеме DA10\ фазоинверсный каскад— на разнополярных транзисторах VT4 и VT5; выходной оконечный каскад по бестрансформаторной схеме на транзисторах VT6 и VT7. Нагрузкой выходного каскада УЗЧ в переносном приемнике служит динамическая головка громкоговорителя В1 типа 0,5ГД-30 с сопротивлением звуковой катушки 16 Ом. При установке радиоприемника в автомобиль в качестве нагрузки выходного каскада УЗЧ подключается выносная динамическая головка громкоговорителя В2 типа 4ГД-8Е с сопротивлением звуковой катушки 4 Ом.
Для обеспечения высокого КПД (более 60%) и экономии расхода энергии выходной каскад УЗЧ работает в режиме, близком к режиму класса В. Для коррекции частотной характеристики и получения малого коэффициента гармоник УЗЧ охвачен глубокой частотно-зависимой отрицательной обратной связью.
Для индивидуального прослушивания радиопередач в приемнике предусмотрена возможность подключения малогабаритного телефона на выходе УЗЧ через гнездо X11.


Рис. 3.6. Монтажная схема автомобильно-переносного радиоприемника «Урал-авто-2

КОНСТРУКЦИЯ


Рис. 3.5. Схема расположения основных узлов и деталей на шасси автомобильно-переносного радиоприемника «Урал-авто-2»:
1 — телескопическая антенна; 2 — ручка настройки приемника; 3 - ручки регулировки громкости и тембра; 4 — ручка переноса приемника; 5 — шкала; 6 — обрамление; 7 боковая стенка; о блок детектора; 9 — блок ФПЧ-3; 10— блок ФПЧ-2; 11 — блок ФПЧ-1; 12 —блок КПЕ типа КП4-4; 13 —блок КПЕ-2; 14 — задняя стенка шасси; 15 — защелка крепления батарейного отсека; 16 — крышка, 17— кассета; 18 — колодка с гнездами наружной антенны и заземления; 19 — боковая стенка корпуса; 20 — колодка с гнездами для подключения магнитофона, телефона и кнопка подсветки шкалы приемника

Корпус радиоприемника выполнен из ударопрочного полистирола. Шкала и органы управления расположены на передней лицевой панели и имеют соответствующие обозначения и надписи. Слева от шкалы расположены ручки регуляторов тембра ВЧ и громкости, а справа — ручка настройки приемника. Внизу в ряд размещены кнопки включения диапазонов, автомобильного режима и АПЧ-УКВ. Сверху шкалы крепится телескопическая антенна для приема в диапазонах КВ и УКВ в переносном режиме.

На левой боковой стенке находятся гнезда для подключения магнитофона на запись, головного малогабаритного телефона и кнопка подсветки шкалы, а на правой стенке— гнезда для подключения внешней антенны и заземления. К нижней стенке приемника с помощью двух защепок крепится блок питания (батарейный отсек). Внутри корпуса размещены динамическая головка громкоговорителя В1 типа 0.5ГД-30 и шасси (металлическое основание), на котором закреплены все основные блоки и узлы. Схема расположения основных блоков и узлов на шасси радиоприемника показана на рис. 3.5, а схема соединения блоков — на рис. 3.6.

Блок УКВ конструктивно состоит из печатной платы, на которой смонтирована вся схема. Печатная плата крепится на шасси, которое вместе с верхним алюминиевым экраном обеспечивает надежную экранировку блока.

Блок КСДВ представляет собой печатную плату, на которой смонтированы схема входных контуров диапазонов КВ и гетеродина диапазонов ДВ, СВ и КВ. Катушки входных контуров диапазонов ДВ (L4)y СВ (ZJ), соответствующие им катушки связи (L2 и L3) и катушка связи с внешней антенной (L5) намотаны на цилиндрические каркасы и размещены на ферритовом стержне магнитной антенны марки 400НН длиной 160 и диаметром 8 мм. Катушки входных и гетеродинных контуров КВ намотаны на цилиндрические каркасы. Настройка их производится подстроечными сердечниками марки 100НН длиной 14, диаметром 2,8 мм. Катушки антенных дросселей и гетеродинных контуров ДВ и СВ намотаны на секционированные каркасы. Настройка их производится подстроечными сердечниками марки 600НН длиной 14, диаметром 2,8 мм. Коммутация входных и гетеродинных цепей производится переключателем типа 112K.

Блок ПЧ представляет собой печатную плату, на которой смонтирована схема смесителя частоты, усилителя ПЧ-АМ-ЧМ и детекторов сигналов AM и ЧМ. Для повышения электрической и конструктивной устойчивости схемы тракта ПЧ фильтры ПЧ-АМ-ЧМ и детекторов смонтированы на отдельных печатных платах и закрыты алюминиевыми экранами. Катушки контуров фильтров ПЧ-АМ намотаны на трехсекционные каркасы и помещены в ферритовые чашки марки 600НН диаметром 8,6 мм. Настройка катушек производится подстроечными сердечниками марки 600НН длиной 14, диаметром 2,8 мм. Катушки контуров ПЧ-ЧМ намотаны на цилиндрические каркасы. Настройка их производится ферритовыми сердечниками марки 100НН длиной 14, диаметром 2,8 мм.
Блок УЗЧ представляет собой печатную плату, на которой смонтирована схема усилителя звуковой частоты. Для лучшего отвода тепла оконечные транзисторы VT6 и VT7 установлены на радиаторы.

ГАРАНТИЯ

Радиоприемник «Урал-авто-2» соответствует утвержденному образцу и удовлетворяет требованиям технических условий.
Гарантийный срок па радиоприемник «Урал-авто-2» исчисляется в течение 18 месяцев со дня продажи. При отсутствии в гарантийном и отрывных талонах отметки торгующей организации срок исчисляется со дня выпуска радиоприемника заводом.

гарантийный талон

Видео