Реле уровня воды РУВ-1
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

1. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
1.1. Назначение
1.1.1. Реле уровня воды РУВ-I предназначено для контроля уровня воды (недистиллированной) в водяных системах дизелей путем воздействия контролируемой среды на чувствительный элемент датчика уровня; преобразования этого действия в электрический параметр, вызывающий при определенном значении срабатывание выходного реле или скачкообразное изменение выходного напряжения для ввода в действие логических схем.
1.1.2. Реле уровня воды РУВ-I может эксплуатироваться под навесами при отсутствии прямого воздействия солнечной радиации и атмосферных осадков на изделие, в палатках, прицепах, кузовах и неотапливаемых взрывобезопасных помещениях, не содержащих активных газов и паров, разрушающих металлы и изоляцию.
Примечание. Контролируемая среда может быть любой неагрессивной жидкостью, сопротивление которой между чувствительным штырем и корпусом датчика не более 3000 Ом при условии, что на нем будет отсутствовать непроводящая пленка.
1.2. Технические данные
1.2.1. Реле уровня воды РУВ-I изготовляется двух модификаций, отличающихся направлением срабатывания;
срабатывание при повышении уровня;
срабатывание при понижении уровня.
Блок-реле, настроенный на срабатывание при повышении уровня, имеет на фирменной планке блока-реле изображение стрелки, направленное острием вверх, блок-реле, настроенный на срабатывание при понижении уровня, имеет изображение стрелки, направленное острием вниз.
1.2.2. Основные параметры реле уровня воды приведены в табл. I.
Таблица I
Наименование контролируемого параметра |
Уставка срабатывания |
Основная допускаемая погрешность срабатывания относительно уставки в мм,не более |
Зона нечувствительности (дифференциал) нерегулируемая в мм, не более |
Максимально допустимые значения контролируемой среды |
Уровень охлаждающей жидкости |
Геометрическая ось датчика |
10 +1 |
10 мм от уставки срабатывания |
Темпеатура, 135 или 250, давление 15 кгс/см |
Примечания: I. Максимальная температура контролируемой среды +250 с относится к газовым средам, действующим только на чувствительный наконечник датчика уровня.
2. Под уставкой срабатывания подразумевается горизонтальная установка герметической оси датчика на уровень контролируемой жидкости в баке.
3. За основную погрешность срабатывания реле следует принимать наибольшую разность между уровнем, определенным в момент срабатывания реле, и заданным уровнем (геометрическая ось датчика), полученную из результатов измерений при многократных поверках в одинаковых условиях.
4. Дополнительная погрешность срабатывания реле, вызванная отклонением температуры окружающего воздуха от 20 ±5 °C до любой температуры, указанной в п. I.3.I, не превышает 25 % от основной допускаемой погрешности на каждые 10 ос изменения температуры.
1.2.3. Электрические характеристики реле:
- ток питания - постоянный;
- напряжение питания 24 В;
- допустимое отклонение напряжения питания -25
- потребляемая мощность не более 6 Вт;
- сопротивление изоляции при температуре 25 -10 °C и относительной влажности окружающего воздуха 65 ±15 % не менее 40 МОм;
- сопротивление изоляции при температуре 50 ±2 °C и относительной влажности окружающего воздуха 65 ±15 % не менее 5 МОм;
- сопротивление изоляции при температуре 35 °C и относительной влажности окружающего воздуха 95 ±3 % не менее I МОм;
- бесконтактный выход - электрический сигнал напряжением 5 ±0,8 В на нагрузке 2,2 кОм;
- контактный выход - реле РЭС-10, разрывная мощность которого при постоянном токе напряжением 30 В и активной нагрузке не менее 60 Вт.
Примечание. Выдача одного из двух видов сигналов осуществляется путем присоединения проводов к контактам штепсельных разъемов блока-реле.
1.2.4. Средний срок службы реле не менее 8 лет, средний ресурс не менее 12000 циклов. Продолжительность работы без подналадки и подрегулировки не менее 5000 часов.
1.3. УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ
1.3.I. Реле уровня воды РУВ-I работоспособно в следующих условиях:
- температура окружающего воздуха от минус 50 до плюс 55 °C;
- относительная влажность окружающего воздуха при температуре 40° до 98
- атмосферное давление (от 462 до 800 мм рт.ст.) от 61 до 106 кПа;
- воздействие морского тумана;
- воздействие магнитных полей: постоянное до 5 Эрстед, переменное частотой 50 и 400 Гц до I Эрстед;
- вибрация частотой от 3 до 80 Гц при максимальном ускорении 15 м/сек1;
- тряска частотой ударов от 80 до 120 в минуту при максимальном ускорении 40 м/сек1;
- крен до 45°, дифферент до 35°, относится к блоку-реле при неизменном уровне по отношению к геометрической оси датчика;
- максимальная температура контролируемых сред: до 250 °C для газовых; до 135 °C для жидкостных при максимальном давлении контролируемой среды до 15 кгс/см1;
- рабочее положение блока-реле любое, датчика - горизонтальное или вертикальное по отношению к уровню.
Примечания: I. Температура окружающего воздуха 55 °C указана при соблюдении непременного условия, что нагрев блока-реле уровня, установленного на дизель, не будет превышать 55 °C.
1.3.2. Реле уровня воды РУВ-I надежно работает после:
- пребывания при температуре окружающего воздуха от минус 60 до плюс 65 °C;
- тряски с максимальным ускорением 100 м/сек при частоте ударов от 80 до 120 в минуту;
- вибрации частотой 25 Гц и вибрации в диапазоне частот от 3 до 80 Гц;
- ударных сотрясений.
1.4. СОСТАВ ИЗДЕЛИЯ
1.4.I. В комплект реле РУВ-I входят:
1. Блок-реле I шт.
2. Датчик уровня воды I шт.
3. Паспорт I экз.
4. Техническое описание и инструкция
по эксплуатации I экз.
Примечание. Блок-реле поставляется включенным на бесконтактный выход.
ВНИМАНИЕ!
Для получения контактного выхода контакты вставки 3 и 4 разъема ШР-I закоротить перемычкой.
1.5. УСТРОЙСТВО И РАБОТА ИЗДЕЛИЯ
1.5.1. Реле уровня воды состоит из датчика (рис. I), блока-реле (рис. 2). Общий вид изделия приведен на рис. 3.
1.5.2. Принцип действия датчика уровня воды основан на изменении сопротивления датчика при погружении штыря датчика в воду. Если штырь датчика не касается воды, в воздухе сопротивление между штырем датчика и корпусом практически равно бесконечности. При погружении штыря датчика в воду сопротивление штырь датчика-корпус, благодаря проводимости жидкости, будет в пределах от 0,5 до 3,0 кОм.
Принципиальные схемы реле уровня воды и датчика-приведены на рис. 4 и 5. Схема на рис. 4 представляет вариант реле уровня с уставкой срабатывания при понижении уровня воды ниже штыря датчика. Схема на рис. 5 представляет вариант реле уровня с уставкой срабатывания при повышении уровня выше штыря датчика.
Рассмотрим вариант схемы, приведенной на рис. 4. Основной частью схемы является автогенератор, собранный на транзисторе ШП по обычной трехточечной схеме с индуктивной связью. Датчик уровня воды через резистор RI и конденсатор С подключен к обмотке 1-2 трансформатора ТрI генератора. При погружении штыря в воду между штырем и корпусом датчика существует сопротивление, оно трансформируется в контур генератора. Если величина вносимого датчиком в контур положительного сопротивления превышает величину вносимого транзистором ПП1 отрицательного сопротивления, результирующее сопротивление становится положительным и генерация отсутствует. Если уровень воды падает ниже штыря датчика, в контуре генератора преобладает отрицательное сопротивление и возникает генерация.
Переменное напряжение генератора через резистор R4 поступает в цепь база-эмиттер транзистора ПП2 и заряжает конденсатор СЗ, протекающий через резистор R5 базовый ток откроет транзистор ПЛЗ, потенциал выхода с коллектора ПЛЗ имеет значение, близкое к нулю.
При появлении нулевого потенциала на коллекторе ПЛЗ транзистор ПП4 запирается и напряжение на его коллекторе приобретает отрицательный потенциал. Базовый ток, протекающий через резисторы RIO, RII и RI5 (если используется контактный выход), откроет транзистор ПП6 выходного каскада, и реле срабатывает. В случае использования бесконтактного выхода цепь от резистора BII к базе транзистора ПП6 разомкнута, выходной каскад в работе не участвует. На контактах 4-5 разъема ЮР-2, при условии нагрузки, равной 2,2 кОм, возникает электрический сигнал напряжением, равным 5 ±0,8 В.
Резисторы В6 ж R9 служат для создания необходимого напряжения смещения на транзисторах ПЛЗ и ПП4 для надежного их запирания.
Схема, приведенная на рис. 5, отличается тем, что если уровень воды падает ниже штыря датчика, потенциал выхода с коллектора ПЛЗ имеет значение, близкое к нулю.
Транзистор ПП6 запирается и обмотка выходного реле Р обесточена. При повышении уровня воды, с условием возникновения про-

Рис. I. Габаритный чертеж датчика уровня вода
Рис. 2. Габариты блока-реле и схема подключения


Рис. 3. Блок-реле и датчик уровня вода
R13

Рис. 4. Схема электрическая принципиальная (срабатывание при понижении уровня)

Рис. 5. Схема электрическая принципиальная (срабатывание при повышении уровня)
ведомости между штырем и корпусом датчика, генерация в контуре генератора прекращается, конденсатор СЗ разряжается, напряжение смещения через резистор R6 запирает транзистор ППЗ. Напряжение на его коллекторе приобретает отрицательный потенциал, ток, протекающий через резисторы В7, В8, RI5 (если используется контактный выход), откроет транзистор ПП6 выходного каскада, и реле срабатывает. В случае использования бесконтактного выхода цепь от резистора В8 к базе транзистора ПП6 разомкнута, выходной каскад в работе не участвует. На контактах 4-5 разъема ШР-2, при условии нагрузки, равной 2,2 кОм, возникает электрический сигнал напряжением 5 ±0,8 В.
Выходной каскад на транзисторе ПП6 с электромагнитным реле Р применен для согласования выходного сигнала реле с контактной системой автоматики дизеля.
Схема представляет усилитель - ключ с общим эмиттером на транзисторе ПП6, в цепь коллектора которого включено электромагнитное реле Р. Параллельно с обмоткой реле Р включен полупроводниковый диод Д4, предотвращающий коммутационные напряжения, возникающие на индуктивности реле.
Во избежание самооткрывания транзистора ПП6 от влияния температуры окружающего воздуха на базу транзистора ПП6 через резистор RI4 подается напряжение смещения плюс 5 В от преобразователя постоянного напряжения. Схема преобразователя постоянного напряжения в переменное выполнена на транзисторе ПП5 с трансформаторной обратной связью.
Полученное прямоугольной формы переменное напряжение трансформируется (трансформатором Тр2) и выпрямляется однойолупериодным выпрямителем на диоде Д1.
Питание преобразователя производится постоянным напряжением 10 ±1 В от параметрического стабилизатора. Стабилизатор напряжения выполнен на кремниевом стабилитроне ДЗ ж резисторе RI3, который гасит избыток напряжения.
В схеме предусмотрена защита:
- конденсатор С - от появления электрохимической коррозии контактного штыря датчика и системы с контролируемым уровнем жидкости при использовании материалов с различными электродными потенциалами;
- диод Д5 - от противополярного напряжения при неправильном присоединении источника питания;
- стабилитрон Д6 - от кратковременных импульсных перенапряжений питания до 100 В длительностью в I сек, с частотой повторения I импульс в течение одной минуты.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!
При кратковременных импульсных перенапряжениях питания выше 45 до 100 В правильное состояние контактов реле Р не обеспечивается, т.е. возможно ложное переключение контактов, не соответствующее значению контролируемого уровня. После окончания действия перенапряжения питания правильное состояние контактов выходного реле Р восстанавливается. Защита не предусматривает постоянного перенапряжения источника питания свыше 24 В +25 что может привести к выходу из строя выходного каскада реле.
1.5.3. Конструктивные элементы реле размещены следующим образом:
- в корпусе датчика вмонтирован металлический штырь, изолированный от корпуса втулкой из фторопласта;
- в корпусе блока-реле на металлическом шасси размещены оглаживающий конденсатор С4, стабилитроны ДЗ и Д6 ж резистор BI3;
- все остальные части схемы выполнены способом печатного монтажа на двух платах из фольгированного материала и укреплены на шасси. На одной плате смонтированы: автогенератор, трансформатор Тр1, транзисторы ПП1, ПП2, ППЗ (ПП4), на другой плате -преобразователь напряжения, трансформатор Тр2, выходной каскад и транзисторы ПП5 и ПП6.
Корпус реле и датчика уровня герметического исполнения. Выводы и присоединения электрических проводов конструктивно решены в виде штепсельных герметических разъемов типа ШРГ.
Датчик уровня имеет разъем типа ШРГ20П2ЭШ6.
Корпус блока-реле имеет три разъема: ШРГ20П4ЭШ8, ШРГ20ПЗЭШ7, ШРГ20П5ЭИГ7.
1.6. РАЗМЕЩЕНИЕ И МОНТАЖ
1.6.1. Для распаковки ящика с реле необходимо открыть крышку ящика со стороны "Верх".
Снять консервирующую смазку ветошью, смоченной в бензине, с поверхностей реле и датчика, затем протереть сухой ветошью.
1.6.2. Место установки блока-реле должно быть выбрано с учетом допустимых условий эксплуатации, указанных в разделе 1.3 настоящего описания.
1.6.3. Блок-реле рекомендуется устанавливать на щите автоматики или на раме дизеля через амортизаторы, закрепив винтами М5. Датчик уровня ввинчивают в стенку бака с контролируемой средой так,чтобы геометрическая ось датчика была параллельна уровню. Резьба отверстия или промежуточного штуцера М20х1,5. В специальных случаях, когда датчик требуется установить вертикально, такая установка возможна, однако следует иметь в виду, что при этом погрешность увеличивается до +17 мм. Рабочее положение блока любое.
1.6.4. Все электрические соединения схемы подключения, за исключением проводов от контактного выхода, следует производить экранированным (оплетка) гибким медным проводом сечением жилы не менее 0,75 мм2. Концы проводов должны быть припаяны к контактам разъемов ПОС 40 или ПОС 61 с канифольным флюсом. Концы проводов, подключаемых к источнику питания, должны иметь наконечники.
Длина провода между разъемом датчика уровня воды и блоком-реле не более 60 м. Длина провода между разъемом блока-реле и элементами системы автоматики зависит от характеристик устройств, применяемых в системе автоматики, и выбирается заказчиком. Экранирующие оболочки кабелей должны быть заземлены.
1.6.5. Качество заделки проводов о экранирующей оплеткой к разъемам типа ШР существенно влияет на работу реле, поэтому рекомендуется способ заделки, указанный на рис. 6.
1.6.6. После монтажа датчика, блока-реле и соединительных проводов необходимо тщательно проверить правильность внешних соединений при расчлененных разъемах.
ПОМНИТЕ! НЕПРАВИЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ВЕДЕТ К ПОРЧЕ РЕЛЕ
При сочленении разъемов резьбовые соединения накидных гаек разъемов следует перед завинчиванием смазать смазкой ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74 или другой смазкой, удовлетворяющей тем же требованиям. Усилие сочленения должно прилагаться только от руки.
При неаккуратном обращении со штепсельными разъемами, особенно в случаях их обливания водой (при заправке дизеля), вода может проникнуть во вставку и тем самым нарушить правильное функционирование системы автоматики. В этом случае расчлените разъемы, просушите, продув сжатым воздухом, и только после этого производите монтаж.
Если правильность всех соединений проверена, подключите источник питания, соблюдая полярность.
Плюс аккумулятора подключите к контакту I, минус - к контакту 2. При неправильной полярности напряжение в схему не поступает и реле не работает.

Рис. 6. Монтаж разъема ШР с экранированным кабелем
1. Изоляционная трубка
2. Стержень металлический
3. Накидная гайка ШР
4. Втулка для припайки оплетки кабеля
5. Бандаж из ниток № О
6. Экранирующая оплетка кабеля
1.7. ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ, РЕГУЛИРОВАНИЕ И НАСТРОЙКА
1.7.1. При подготовке к работе во время эксплуатации реле на агрегате рекомендуется производить следующие измерения и проверки:
- сопротивление изоляции между корпусом блока-реле и токопроводящими деталями;
- сопротивление изоляции между экрнирующей оболочкой и жилами кабеля внешних подключений;
- уставку срабатывания реле и дифференциал.
Проверки рекомендуется проводить через 12 месяцев, но они могут проводиться и в другие сроки, если точность работы реле и агрегата не удовлетворяют требованиям эксплуатации.
1.7.2. Для проведения проверок, измерений и настройки необходимо следующее оборудование:
- простейший бачок со штуцером для датчика и с измерительным стеклом, градуированным в ш, для наблюдения за уровнем; емкость бака 3-5 литров вода с возможностью изменения уровня;
- мегаошетр MII0I с номинальным значением напряжения на зажимах 100 или 500 В;
- реохордннй мост типа Р38 для измерений электропроводности растворов (необходим в особых случаях);
- тестер ТТЗ или ему подобный.
1.7.3. До включения источника питания проверьте сопротивление изоляции:
- при отсоединенных вставках штепсельных разъемов блока-реле и датчика проверьте сопротивление изоляции между токоведущими частями блока-реле и корпусом;
- все контакты разъемов соедините между собой проводами, общий конец которых подключите к зажиму "Л" мегаомметра;
- корпус блока реле и датчика подключите к зажиму ”3” -"земля" мегаомметра;
- равномерно вращая рукоятку генератора мегаомметра (примерно 2 об/сек), следите за показанием прибора. Оно должно быть при температуре окружающего воздуха 25 -10 °C и относительной влажности 65 -15 % не менее 40 МОм;
- при температуре окружающего воздуха 50 -2 °C и относительной влажности 65 -15 % не менее 5 МОм, при температуре окружающего воздуха 35 -2 °C и относительной влажности 95 ±3 % не менее I МОм. Если показания прибора сильно занижены, проверьте правильность работы мегаомметра. При разомкнутых зажимах мегаомметра вращением ручки генератора стрелка прибора должна устанавливаться на отметку оо шкалы.
1.7.4. После подключения источника питания к блоку-реле (разъем ШР—I) проверьте срабатывание и возврат в исходное положение электромагнитного реле выходного каскада. Для этого:
- закоротите перемычкой контакты 3 и 4 вставки разъема ШР-1;
- подключите тестер ТТЗ, переключатель которого установлен на множителе I (измерение сопротивления) к контактам 1-3 разъема ШР-2 (контактный выход);
- замыкайте и размыкайте контакты 1-2 разъема ШР—3 и одновременно наблюдайте за показанием прибора тестера;
- при замыкании и размыкании контактов I и 2 разъема ШР-3 срабатывание или возврат реле будет давать отклонение или возврат стрелки прибора тестера в зависимости от направления срабатывания реле, на которое оно настроено.
1.7.5. Проверку срабатывания реле на бесконтактном выходе (разъем ШР-I контакты 4 и 5) производите следующим образом:
- снимите с контактов вставки 4 и 3 разъема ШР-I перемычку;
- поставьте переключатель тестера ТТЗ на измерение напряжения постоянного тока (предел 10 В);
- подключите провода тестера к контактам 4 и 5 разъема ШР-2, плюс - к контакту 5; минус - к контакту 4;
- замыкайте и размыкайте контакты I и 2 разъема ШР-3 и одновременно наблюдайте за показанием прибора тестера;
- при замыкании или размыкании контактов I и 2 разъема ШР-3 срабатывание реле будет давать отклонение или возврат стрелки прибора тестера ТТЗ примерно на 10 -I В в зависимости от направления срабатывания реле, на которое оно настроено.
1.7.6. Проверку правильности срабатывания реле на заданной уставке производят при подключенном к блоку-реле датчика и источника питания. Для этого:
- установите датчик уровня в бачок, геометрической осью датчика параллельно уровню так, чтобы штырь датчика был погружен в воду;
- при проверке контактного выхода закоротите контакты 4 и 3 вставки разъема ШР-1;
- поставьте переключатель тестера ТТЗ на положение измерения сопротивлений при множителе I и подключите к контактам I и 3 разъема ШР-2;
- плавно повышайте или понижайте (в зависимости от направления срабатывания реле) уровень воды в бачке до момента срабатывания реле, затем повышайте или понижайте до возврата в исходное положение;
- при срабатывании стрелка измерительного прибора тестера будет отклоняться, а при возврате примет первоначальное положение;
- уровни, при которых произошли срабатывание и возврат реле в исходное положение, определяют по водомерному измерительному стеклу бака. Основная допускаемая погрешность срабатывания реле относительно уровня не более ±5 мм;
- при проверке бесконтактного выхода снимите перемычку с контакта 4-3 вставки разъема ШР-1;
- поставьте переключатель тестера ТТЗ на измерение напряжения постоянного тока (предел 10 В);
- подключите провода тестера к контактам 4 и 5 разъема ШР-2: от клеммы плюс - к контакту 5; от клеммы минус - к контакту 4;
- плавно повышайте или понижайте (в зависимости от напряжения срабатывания реле) уровень воды в бачке до момента срабатывания реле, заметм повышайте или понижайте до возврата в исходное положение. Срабатывание реле будет давать отклонение стрелки прибора тестера примерно на 10 -I В, если реле имеет направление срабатывания при повышении уровня и, наоборот, стрелка прибора тестера примет нулевое положение при срабатывании, если реле имеет направление срабатывания при понижении уровня. Основная допускаемая погрешность срабатывания реле относительно уставки должна быть такой же, как и при проверке с контактного выхода.
1.8. ХАРАКТЕРНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
1.8.1. Для поддержания общего исправного состояния реле уровня на агрегате необходимо соблюдать следующие условия:
- крышки блоков-реле должны быть всегда плотно закрыты, винты затянуты;
- гайки штепсельных разъемов завернуты до отказа;
- провода питания с наконечниками, идущие от 1ПР-1 (рис. 3) к аккумулятору, в местах соединения с клеммами аккумулятора должны быть всегда чистыми, без окислов и солей;
- с целью исключения случаев протирания изоляции провода, заключенные в экранирующие оболочки, не должны вибрировать;
- во избежание слипания контактов контактный выход реле не должен испытывать перегрузок, указанных в п. 1.2.3, даже кратковременных;
- при возникших неисправностях необходимо соблюдать определенную последовательность операций поиска, указанных в настоящем описании, чтобы ускорить и облегчить устранение возникшей неисправности.
В процессе эксплуатации аналогичных приборов неисправности могут быть следующие.
1.8.2. Датчик уровня не работает
Возможные причины: обрыв электрической цепи датчика уровня блок-реле;
не работает выходное реле;
непроводящая пленка на штыре датчика (штырь датчика замаслен) ;
электропроводность жидкости мала;
сопротивление датчика выше, чем 3000 Ом
отсоедините вставку штепсельного разъема от датчика уровня и блока-реле;
закоротите перемычкой гнезда вставки, отсоединенной от датчика;
подключите тестер ТТЗ на множителе хI (измерение сопротивления) к гнездам 1-2 вставки разъема ШР-З и одновременно наблюдайте за показанием прибора тестера;
при исправном состоянии электрической цепи стрелка прибора тестера при подключении отклонится; если цепь имеет обрыв, показаний прибора не будет;
проверьте исправность выходного каскада блока-реле; для этого, если используется контактный выход, отсоедините вставку разъема ШР-2;
поставьте переключатель тестера ТТЗ на положение измерение сопротивления при множителе I и подключите к контактам I и 3 разъема ШР-2;
замыкайте и размыкайте контакты I и 2 разъема ШР-3 и одновременно наблюдайте за показанием прибора тестера ТТЗ;
при замыкании и размыкании (зависит от направления срабатывания) контактов I и 2 разъема ШР-3 срабатывание выходного реле будет давать отклонение стрелки прибора тестера;
если в эксплуатацию включен бесконтактный выход, поставьте переключатель тестера ТТЗ в положение измерения напряжения достоянного тока (предел 10 В);
подключите провода тестера к контактам
4 и 5 разъема ШР-2: от клеммы тестера плюс - к контакту 5; от клеммы тестера минус -к контакту 4;
проверьте, снята ли перемычка, закорачивающая контакты 4 и 3 в вставке разъема ШР-I, если нет, снимите;
замыкайте и размыкайте контакты I и 2 разъема ШР-3 и наблюдайте за показанием прибора тестера ТТЗ;
при замыкании и размыкании контактов I и 2 разъема ШР-3 в момент срабатывания реле стрелка прибора тестера отклоняется на отметку шкалы примерно на 10 -I В;
если стрелка не отклоняется, выверните и осмотрите штырь датчика. Если на штыре датчика пленка или другие отложения, отшлифуйте штырь датчика шлифовальной пластой и промойте несколько раз в авиационном бензине;
при обратном монтаже избегайте повторного загрязнения штыря датчика. Установите датчик обратно, подсоедините разъем и проверьте срабатывание реле при повышении или при понижении контролируемого уровня.
Если реле не срабатывает, следует проверить электропроводность жидкости; выходное сопро(тивление датчика уровня води при условии погруженного штыря на контактах штепсельного разъема датчика следует определять, как правило, при помощи реохордного моста типа Р36 для измерения электропроводности растворов или универсального мостика, в который вместо источника постоянной ЭДС включают индуктор (зуммер с механическим прерывателем), питающий мостик переменным током (рис. 7);

Рис. 7.
вместо гальванометра включается чувствительный телефон, при помощи которого прослушивается ток от индуктора. Применение переменного тока при измерении электропроводности жидкости необходимо потому, что под действием постоянного тока происходит поляризация электродов датчика продуктами электролиза, и измеренное сопротивление не соответствует истинному значению сопротивления электропроводности жидкости.
ИЗМЕРЕНИЯ
Когда вся цепь собрана и датчик уровня через контакты штепсельного разъема подсоединен к контактам моста А-С, включают индуктор J и, поставив подвижной контакт приблизительно на середину шкалы A-В, подбирают сопротивление магазина В так, чтобы звук в телефоне был возможно слабее.
Устанавливают контакт D на отсутствие звука в телефоне и отмечают его положение на A-В, включают другое сопротивление в магазине В, после чего производят новую установку контакта на отсутствие звука в телефоне. Истинная величина Их датчика найдется как среднее из результатов вычислений R, Сделанных на основании общих наблюдений.
Необходимо помнить, что при повышении температуры контролируемой жидкости происходит увеличение электропроводности, т.е. уменьшение сопротивления ее, поэтому измерения следует производить при нормальной температуре. Выходное сопротивление должно быть менее 3000 Ом.
Как крайняя мера при отсутствии описанного прибора замер произвести тестером ТТЗ, подключив тестер к контактам ШР датчика на 2-3 секунды;
увеличение времени приведет к ошибочным показаниям
Устранение неисправности
Если срабатываний не происходит, благодаря плохой электропроводности жидкости (более 3000 Ом), ее следует повысить. Способов и рекомендаций по этому вопросу завод-изготовитель не дает.
1.8.3. Выходное реле в блоке-реле не работает подключите при отсоединенной вставке к контактам 1-3 разъема ШР-2 тестер ТТЗ, переключатель которого установлен на множитель xl;
Возможные причины: контакты выходного реле РЭС-10 не переключаются
проверьте срабатывание реле замыканием и размыканием контактов I и 2 разъема ШР-3;
стрелка измерительного прибора при замыкании или размыкании должна отклоняться
Устранение неисправности
Если выходное реле не работает,проверьте работу бесконтактного выхода по п. 1.8.4. При условии работы бесконтактного выхода работа выходного реле нарушена необратимо (сгорание или сваривание контактов). В этом случае претензии предприятием-поставщиком не рассматриваются (нарушены условия эксплуатации реле), требуется замена или ремонт блока-реле, который возможен только в заводских условиях.
1.8.4. Не работает бесконтактный выход электронного реле
Возможные причины: не снята перемычка, закорачивающая контакты 3 и 4 разъема ШР-1;
нарушена цепь к обрыв провода) от электронного реле к контакту ШР;
вышел из строя транзистор ППЗ или ПП4;
не работает стабилизатор или источник смещения
проверьте во вставке штепсельного разъема ШР-1, снята ли перемычка между контактами 3 и 4, если нет, то снимите
подключите тестер ТТЗ на измерение напряжения постоянного тока на пределе 10 В к контактам 4 и 5 разъема ШР-2;
отсоедините разъем от датчика уровня воды;
замыкайте или размыкайте контакты I и 2 вставки разъема датчика и наблюдайте за стрелкой измерительного прибора тестера;
при каждом замыкании или размыкании (в зависимости от направления срабатывания) тестер должен показывать около 10 -I В;
Устранение неисправности
Если при проведении указанных операций бесконтактный выход не работает, следует заменить блок-реле.
1.9. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
I.9.I. Реле в транспортной упаковке допускает перевозку всеми видами транспорта, кроме водного, при температуре окружающего воздуха от минус 60 до плюс 65 °C, при этом относительная влажность воздуха не должна превышать 98 % при температуре 40 °C, а величины вибраций и ударных нагрузок и атмосферного давления не должны превышать значений, оговоренных в пл. I.3.I и 1.3.2. настоящего технического описания.
1.9.2. Общая масса ящика с упакованными реле не превышает 50 кг.
1.9.3. Реле следует хранить в транспортной таре или во внутренней (барьерной) упаковке в закрытых или других помещениях с естественной вентиляцией без искусственных регулируемых климатических условий» где колебания температуры и влажности существенно меньше, чем на открытом воздухе (например,каменные, бетонные, металлические с теплоизоляцией и другие хранилища) в районах с умеренным и холодным климатом при температуре от минус 50 до плюс 40 °C. В воздухе помещений не должно быть газов и паров, вызывающих коррозию. Средний срок сохраняемости 3 года.
Не рекомендуется укладывать реле одно на другое без первичной упаковки.
Разборка реле не допускается. За разобранные реле поставщик ответственности не несет.
При вибрациях и тряске, превышающих значения, указанные в п. 1.3.1, блок-реле должен устанавливаться на амортизаторы, обеспечивающие гашение вибрации и тряски до значении, указанных в п. I.3.I.