Система электронного контроля устойчивости (ESC)

Автомобили оснащаются системой электронного контроля устойчивости (ESC - Electronic Stability Control), которая выполняет следующие функции:

• антиблокировочную систему тормозов (ABS - Antilock Braking System);

• распределения тормозных сил (EBD - Electronic Brake Force Distribution);

• вспомогательного торможения (BA - Brake Assist);

• контроля устойчивости (VDC - Vehicle Dynamic Control);

• противобуксовочную (TC-Traction Control);

• предотвращения скатывания автомобиля при трогании на подъеме (ННС - Hill Hold Control);

• включения аварийной сигнализации при экстренном торможении (AHW - Automatic Hazard Warning);

• контроля давления в шинах (TPMS - Tire Pressure Monitor System, см. подраздел «Функция контроля давления в шинах» в разделе «Шины и колёса»).

Функция ABS предотвращает блокировку колес при торможении, обеспечивая тем самым сохранение устойчивости и управляемости автомобиля, а также минимальный тормозной путь в большинстве дорожных условий. Однако при торможении на дороге с неровным или рыхлым покрытием (гравий, песок, снег) может произойти некоторое увеличение тормозного пути по сравнению с торможением в тех же условиях с заблокированными колёсами.

Торможение, регулируемое ABS, сопровождается незначительной пульсацией педали тормоза и характерным шумом исполнительных механизмов и начинается со скорости более 5-8 км/ч. ABS прекращает регулирование при снижении скорости автомобиля до 3-5 км/ч.

При экстренном торможении максимально быстро и с максимальным усилием нажимайте на педаль тормоза и не отпускайте ее до конца торможения. При изменении направления движения во время торможения также не отпускайте педаль тормоза.

Прерывистое торможение (отпускание и повторное нажатие педали тормоза) при исправной ABS увеличивает тормозной путь.

Индикация состояния ABS осуществляется в комбинации приборов сигнализатором, который загорается при включении зажигания примерно на две секунды и затем гаснет (режим «Самотестирования»), Если сигнализатор не гаснет после пуска двигателя или загорается во время движения автомобиля, это свидетельствует о неисправности антиблокировочной системы.

Постоянно горящий сигнализаторсвидетельствует о неисправности ABS, устранение которой необходимо проводить только у дилеров.

При возникновении неисправности ABS работа гидравлического привода тормозов не нарушается, и сохраняется возможность торможения как на автомобиле без ABS.

ABS выполняет также дополнительную функцию распределения тормозных сил (EBD - Electronic Brake Force Distribution).

Функция EBD обеспечивает оптимальное соотношение тормозных сил между передними и задними колесами автомобиля при нерегулируемом режиме работы ABS и при неисправности ABS.

Индикация состояния EBD осуществляется в комбинации приборов сигнализатором, который загорается при включении зажигания примерно на две секунды и затем гаснет (режим «Самотестирования»),

Одновременное загорание в комбинации приборов сигнализаторов  иза исключением режима «Самотестирования», свидетельствует о неисправности функций ABS и EBD. В этом случае при торможении возможна преждевременная блокировка задних колес и опасный занос автомобиля. Движение автомобиля с горящим сигнализаторомзапрещается.

Функция ВА распознает по высокой скорости нажатия педали тормоза необходимость экстренного торможения и автоматически увеличивает давление в гидравлическом приводе тормозов до уровня, обеспечивающего максимальную эффективность торможения в течение всего времени, пока нажата педаль тормоза.

Функция VDC в любых дорожных условиях при отклонении автомобиля от заданной водителем траектории движения (снос или занос) автоматически притормаживает одно или несколько колес и при необходимости уменьшает крутящий момент двигателя, тем самым сохраняет устойчивость и управляемость автомобиля.

Функция ТС оптимизирует пробуксовку колес при трогании и разгоне за счет притормаживания буксующего колеса и при необходимости уменьшения крутящего момента двигателя.

Примечание. Срабатывание VDC и ТС сопровождается характерным шумом исполнительных механизмов.

Срабатывание VDC и ТС свидетельствует о достижении предела сцепления шин с дорожным покрытием. Во избежание потери управления автомобилем Вы должны приспособить свой стиль вождения к действительным дорожным условиям.

Внимание!

Для автомобилей с автоматической трансмиссией при предельных режимах и при постоянном или увеличивающемся нажатии на педаль акселератора возможен переход коробки передач в режим «Заморозки» передаточного отношения. Это является не неисправностью, а защитной функцией коробки передач для предотвращения ее выхода из строя при движении с большой нагрузкой на дорогах с переменным сцеплением. Для выхода из данного режима рекомендуется снять ногу с педали акселератора, затем продолжать дальнейшее движение в режиме, наиболее соответствующем дорожным условиям.

Функция ННС предотвращает скатывание автомобиля при трогании передним или задним ходом на подъёме.

При остановке на подъёме суклоном более 4 %удерживайте нажатой педаль тормоза с усилием, достаточным для обеспечения неподвижности автомобиля. При последующем отпускании педали тормоза при включенной передаче функция ННС сохраняет давление в гидравлическом приводе тормозов около двух секунд, позволяя начать движение без скатывания автомобиля под уклон.

Примечание. Срабатывание ННС может сопровождаться характерным шумом исполнительных механизмов.

Функция ННС не работает при:

• трогании передним ходом на спуске;

• трогании на подъемах с уклоном менее 4 %;

• использовании стояночного тормоза;

• неисправности функций VDC и ТС.

Функция AHW автоматически включает аварийную сигнализацию при экстренном торможении и срабатывании системы ВА.

Отключение системы электронного контроля устойчивости

В ситуациях, когда система электронного контроля устойчивости ограничивает возможность движения в сложных дорожных условиях (рыхлый снег, грязь, песок), рекомендуется:

• заблаговременно оценить дорожную ситуацию и при отсутствии уверенности преодоления сложного участка отказаться от движения по этому участку и найти объезд;

• заранее отработать навыки вождения по сложным участкам на закрытых трассах;

• использовать шины, соответствующие сезону и условиям эксплуатации;

• избегать пробуксовки колес;

• избегать бокового скольжения передней и задней осей, особенно во время преодоления подъёма;

• избегать поворотов рулевого колеса на большие углы и по возможности придерживаться прямолинейного движения;

• преодолевать сложный участок с постоянной скоростью без остановки, заранее выбрав скорость и траекторию движения.

При необходимости можно отключить часть функций (VDC и ТС) системы электронного контроля устойчивости. Для этого нажмите на клавишу выключателя «ESC OFF» 1 (рис. 5.14.1) и удерживайте в нажатом положении в течение 2-3 секунд.

Примечание. Отключение функций действует только при скорости автомобиля менее 57 км/ч.

Обратное включение функций VDC и ТС производится кратковременным нажатием на клавишу выключателя «ESC OFF» 1.

Примечание. Включение функций VDC и ТС произойдет автоматически после пуска двигателя или при достижении скорости 57 км/ч.

Индикация состояния функций VDC и ТС осуществляется в комбинации приборов сигнализаторами■, которые

загораются при включении зажигания примерно на две секунды и затем гаснут (режим «Самотестирования»), Мигание сигнализатораво время движения автомобиля свидетельствует о срабатывании функций VDC и ТС системы электронного контроля устойчивости. При отключённых функциях VDC и ТС сигнализаторгорит постоянным светом.

Рис. 5.14.1. Клавиша выключателя «ESC OFF»

• Если сигнализатор не гаснет после пуска двигателя или загорается постоянным светом во время движения автомобиля, это свидетельствует о неисправности функций VDC и ТС системы электронного контроля устойчивости.

• Во избежание ограничения работоспособности функций ABS, EBD, VDC и ТС не устанавливайте на автомобиль шины разной размерности (за исключением кратковременного использования запасного колеса).

Технические характеристики
Паспортные данные, таблички
Ключи и ПДУ
Открытие дверей и крышки багажника
Сиденья
Подогрев сидений
Подушки безопасности
Ремни безопасности
Перевозка детей
СВЭОС и ЭРА-ГЛОНАСС
Панель приборов и педали
Комбинация приборов
Бортовой компьютер
Рулевое колесо
Замок зажигания
Управление световыми приборами
Корректор угла наклона фар
Освещение салона и багажника
Использование багажного отделения
Управление стеклоочистителями
Зеркала заднего вида
Климатическая система
Стеклоподъёмники
Солнцезащитные козырьки
Розетки и USB
Бардачок, карманы, подстаканники
Мультимедийная система
Система LADA Connect старт
Установка номерных знаков
Пользование МКП
Пользование АКП
Сстояночный тормоз
Движение и управление
Обкатка автомобиля
Круиз-контроль и Ограничитель
Система ESC
Система парковки и камера
Буксировка прицепа
Багажник на крыше
Заправка автомобиля
Расход топлива
Открытие капота
Уровень масла в двигателе
Уровень охлаждающей жидкости
Уровень тормозной жидкости
Долив жидкости в стеклоомыватель
Щётки стеклоочистителей
Шины и колёса
Замена колеса
Давление в шинах и TMPS
Аккумуляторная батарея
Предохранители и реле
Замена ламп
Буксировка и эвакуация
Уход за автомобилем
Эксплуатационные жидкости, объёмы