Система электронного контроля устойчивости (ESC)
Автомобили оснащаются системой электронного контроля устойчивости (ESC - Electronic Stability Control), которая выполняет следующие функции:
• антиблокировочную систему тормозов (ABS - Antilock Braking System);
• распределения тормозных сил (EBD - Electronic Brake Force Distribution);
• вспомогательного торможения (BA - Brake Assist);
• контроля устойчивости (VDC - Vehicle Dynamic Control);
• противобуксовочную (TC-Traction Control);
• предотвращения скатывания автомобиля при трогании на подъеме (ННС - Hill Hold Control);
• включения аварийной сигнализации при экстренном торможении (AHW - Automatic Hazard Warning);
• контроля давления в шинах (TPMS - Tire Pressure Monitor System, см. подраздел «Функция контроля давления в шинах» в разделе «Шины и колёса»).
Функция ABS предотвращает блокировку колес при торможении, обеспечивая тем самым сохранение устойчивости и управляемости автомобиля, а также минимальный тормозной путь в большинстве дорожных условий. Однако при торможении на дороге с неровным или рыхлым покрытием (гравий, песок, снег) может произойти некоторое увеличение тормозного пути по сравнению с торможением в тех же условиях с заблокированными колёсами.
Торможение, регулируемое ABS, сопровождается незначительной пульсацией педали тормоза и характерным шумом исполнительных механизмов и начинается со скорости более 5-8 км/ч. ABS прекращает регулирование при снижении скорости автомобиля до 3-5 км/ч.
При экстренном торможении максимально быстро и с максимальным усилием нажимайте на педаль тормоза и не отпускайте ее до конца торможения. При изменении направления движения во время торможения также не отпускайте педаль тормоза.
Прерывистое торможение (отпускание и повторное нажатие педали тормоза) при исправной ABS увеличивает тормозной путь.
Индикация состояния ABS осуществляется в комбинации приборов сигнализатором
, который загорается при включении зажигания примерно на две секунды и затем гаснет (режим «Самотестирования»), Если сигнализатор не гаснет после пуска двигателя или загорается во время движения автомобиля, это свидетельствует о неисправности антиблокировочной системы.
Постоянно горящий сигнализатор
свидетельствует о неисправности ABS, устранение которой необходимо проводить только у дилеров.
При возникновении неисправности ABS работа гидравлического привода тормозов не нарушается, и сохраняется возможность торможения как на автомобиле без ABS.
ABS выполняет также дополнительную функцию распределения тормозных сил (EBD - Electronic Brake Force Distribution).
Функция EBD обеспечивает оптимальное соотношение тормозных сил между передними и задними колесами автомобиля при нерегулируемом режиме работы ABS и при неисправности ABS.
Индикация состояния EBD осуществляется в комбинации приборов сигнализатором
, который загорается при включении зажигания примерно на две секунды и затем гаснет (режим «Самотестирования»),
Одновременное загорание в комбинации приборов сигнализаторов
и
за исключением режима «Самотестирования», свидетельствует о неисправности функций ABS и EBD. В этом случае при торможении возможна преждевременная блокировка задних колес и опасный занос автомобиля. Движение автомобиля с горящим сигнализатором
запрещается.
Функция ВА распознает по высокой скорости нажатия педали тормоза необходимость экстренного торможения и автоматически увеличивает давление в гидравлическом приводе тормозов до уровня, обеспечивающего максимальную эффективность торможения в течение всего времени, пока нажата педаль тормоза.
Функция VDC в любых дорожных условиях при отклонении автомобиля от заданной водителем траектории движения (снос или занос) автоматически притормаживает одно или несколько колес и при необходимости уменьшает крутящий момент двигателя, тем самым сохраняет устойчивость и управляемость автомобиля.
Функция ТС оптимизирует пробуксовку колес при трогании и разгоне за счет притормаживания буксующего колеса и при необходимости уменьшения крутящего момента двигателя.
Примечание. Срабатывание VDC и ТС сопровождается характерным шумом исполнительных механизмов.
Срабатывание VDC и ТС свидетельствует о достижении предела сцепления шин с дорожным покрытием. Во избежание потери управления автомобилем Вы должны приспособить свой стиль вождения к действительным дорожным условиям.
Внимание!
Для автомобилей с автоматической трансмиссией при предельных режимах и при постоянном или увеличивающемся нажатии на педаль акселератора возможен переход коробки передач в режим «Заморозки» передаточного отношения. Это является не неисправностью, а защитной функцией коробки передач для предотвращения ее выхода из строя при движении с большой нагрузкой на дорогах с переменным сцеплением. Для выхода из данного режима рекомендуется снять ногу с педали акселератора, затем продолжать дальнейшее движение в режиме, наиболее соответствующем дорожным условиям.
Функция ННС предотвращает скатывание автомобиля при трогании передним или задним ходом на подъёме.
При остановке на подъёме суклоном более 4 %удерживайте нажатой педаль тормоза с усилием, достаточным для обеспечения неподвижности автомобиля. При последующем отпускании педали тормоза при включенной передаче функция ННС сохраняет давление в гидравлическом приводе тормозов около двух секунд, позволяя начать движение без скатывания автомобиля под уклон.
Примечание. Срабатывание ННС может сопровождаться характерным шумом исполнительных механизмов.
Функция ННС не работает при:
• трогании передним ходом на спуске;
• трогании на подъемах с уклоном менее 4 %;
• использовании стояночного тормоза;
• неисправности функций VDC и ТС.
Функция AHW автоматически включает аварийную сигнализацию при экстренном торможении и срабатывании системы ВА.
Отключение системы электронного контроля устойчивости
В ситуациях, когда система электронного контроля устойчивости ограничивает возможность движения в сложных дорожных условиях (рыхлый снег, грязь, песок), рекомендуется:
• заблаговременно оценить дорожную ситуацию и при отсутствии уверенности преодоления сложного участка отказаться от движения по этому участку и найти объезд;
• заранее отработать навыки вождения по сложным участкам на закрытых трассах;
• использовать шины, соответствующие сезону и условиям эксплуатации;
• избегать пробуксовки колес;
• избегать бокового скольжения передней и задней осей, особенно во время преодоления подъёма;
• избегать поворотов рулевого колеса на большие углы и по возможности придерживаться прямолинейного движения;
• преодолевать сложный участок с постоянной скоростью без остановки, заранее выбрав скорость и траекторию движения.
При необходимости можно отключить часть функций (VDC и ТС) системы электронного контроля устойчивости. Для этого нажмите на клавишу выключателя «ESC OFF» 1 (рис. 5.14.1) и удерживайте в нажатом положении в течение 2-3 секунд.
Примечание. Отключение функций действует только при скорости автомобиля менее 57 км/ч.
Обратное включение функций VDC и ТС производится кратковременным нажатием на клавишу выключателя «ESC OFF» 1.
Примечание. Включение функций VDC и ТС произойдет автоматически после пуска двигателя или при достижении скорости 57 км/ч.
Индикация состояния функций VDC и ТС осуществляется в комбинации приборов сигнализаторами
■, которые
загораются при включении зажигания примерно на две секунды и затем гаснут (режим «Самотестирования»), Мигание сигнализатора
во время движения автомобиля свидетельствует о срабатывании функций VDC и ТС системы электронного контроля устойчивости. При отключённых функциях VDC и ТС сигнализатор
горит постоянным светом.
Рис. 5.14.1. Клавиша выключателя «ESC OFF»
• Если сигнализатор не гаснет после пуска двигателя или загорается постоянным светом во время движения автомобиля, это свидетельствует о неисправности функций VDC и ТС системы электронного контроля устойчивости.
• Во избежание ограничения работоспособности функций ABS, EBD, VDC и ТС не устанавливайте на автомобиль шины разной размерности (за исключением кратковременного использования запасного колеса).
