Движение на автомобиле, особенности, стоянка

См. также :
Пользование МКП
Пользование АКП
Сстояночный тормоз

Подготовка автомобиля к движению

Перед выездом из гаража или с места стоянки проверьте техническое состояние автомобиля.

Внимание!

Перед началом движения автомобиля:

1. Проверьте и доведите до нормы давление воздуха в шинах, проконтролируйте затяжку болтов крепления колес и при необходимости подтяните.

2. Проверьте уровень рабочей жидкости в бачке тормозной системы и при необходимости доведите его до нормы (см. раздел «Уровень рабочей жидкости в тормозной системе»),

3. Проверьте уровень масла в картере двигателя и при необходимости доведите его до нормы (см. раздел «Уровень масла в двигателе»),

4. Проверьте уровень охлаждающей жидкости в бачке системы охлаждения и при необходимости доведите его до нормы (см. раздел «Уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя»),

5. Проверьте уровень омывающей жидкости в бачке системы омыва и при необходимости доведите его до нормы (см. раздел «Системы омыва и очистки стекол»), В холодное время года, когда температура окружающего воздуха опускается ниже 0 ’С, необходимо использовать специальные стеклоомывающие жидкости для низких температур.

6. Проверьте чистоту и исправность внешних световых приборов и при необходимости очистите внешние световых приборы или замените в них неисправные лампы (см. раздел «Световые приборы»).

7. В холодное время года удалите мягкой щеткой снег и лед со стекол, наружных зеркал заднего вида и воздухозаборника перед ветровым стеклом. Никогда не прилагайте повышенных усилий для отделения примерзших щеток от стекол: возможен отрыв чистящих резинолент. Если щетки примерзли к ветровому или заднему стеклу, используйте функции блока управления системой вентиляции и отопления (см. раздел «Климатическая система») до тех пор, пока щетки стеклоочистителя без повышенного усилия не отсоединятся от стекол. Попытка включения стеклоочистителей при примерзших к стеклу щетках может привести как к повреждению резиноленты щеток, так и к преждевременному износу привода стеклоочистителя.

8. Проверьте функционирование системы очистки стёкол и при необходимости замените щетки стеклоочистителей (см. раздел «Системы омыва и очистки стекол»),

9. Проверьте исправность рабочей тормозной системы (отсутствие провала педали тормоза) и стояночной тормозной системы (фиксацию рычага стояночного тормоза).

Визуально осмотрите пространство под автомобилем и в моторном отсеке. Наличие следов масел и эксплуатационных жидкостей под автомобилем свидетельствует о негерметичности его узлов и агрегатов.

ПОСАДКА ВОДИТЕЛЯ ЗА РУЛЕМ

Правильная посадка: водитель достаточно плотно опирается на спинку сиденья, ноги при полном ходе педалей вытянуты не полностью, а обе руки, слегка согнутые в локтевых суставах, удерживают верхнюю часть рулевого колеса. При необходимости отрегулируйте положение сиденья (см. раздел «Передние сиденья») и руля (см. раздел «Рулевое колесо»).

Положение тела должно быть устойчивым, но не напряженным - это предотвращает быстрое утомление.

• Безопасная техника вождения автомобиля во многом зависит от правильной посадки водителя.

• Перед началом движения водитель и все пассажиры должны быть пристегнуты ремнями безопасности (см. раздел «Ремни безопасности»).

После настройки положений сиденья и руля проверьте правильность установки зеркал заднего вида (см. раздел «Зеркала заднего вида»).

ПУСК И ОСТАНОВКА ДВИГАТЕЛЯ

Данные рекомендации обеспечивают пуск исправного двигателя с аккумуляторной батареей, заряженной не менее чем на 75%, с моторным маслом класса вязкости по SAE, соответствующим температуре окружающей среды (см. раздел «Моторное масло» в приложении 1), на бензине класса испаряемости, соответствующим температуре окружающей среды в зависимости от климатического района применения в соответствии с ГОСТ Р 51866-2002.

Выхлопные газы ядовиты! Пуск и прогрев двигателя необходимо производить в хорошо вентилированном месте.

Порядок пуска двигателя в автомобилях с механической трансмиссией:

1. Перед пуском двигателя вставьте ключ в выключатель зажигания, нажмите на педаль тормоза (при необходимости поставьте автомобиль на ручной тормоз), выжмите до упора педаль сцепления, переведите рычаг переключения передач в нейтральное положение.

2. Включите зажигание, сделайте паузу в несколько секунд, чтобы электробензонасос успел поднять давление в топливной рампе до рабочего значения.

Внимание!

Во время пуска двигателя не следует нажимать на педаль акселератора. Пуск двигателя оптимизирован до температуры окружающей среды -27 ’С без участия водителя в управлении дроссельной заслонкой. При полном (до упора) нажатии на педаль акселератора в режиме пуска двигателя топливоподача блокируется для продувки цилиндров двигателя от лишнего топлива после неудачных пусков.

3. Включите стартер. Нажатую до упора педаль сцепления удерживайте до окончания пуска и выхода двигателя на устойчивый холостой ход. После пуска двигателя отпустите ключ зажигания - стартер выключится.

Внимание!

Запрещается включать стартер более чем на 10 секунд.

4. Если в течение 10 секунд работы стартера двигатель не пустился, повторите пуск не ранее чем через 40 секунд.

5. Если вторая попытка пуска была безуспешной, третью начните не ранее чем через 40 секунд с полностью нажатой педалью акселератора (режим продувки цилиндров). После 6-8 секунд продувки плавно отпустите педаль акселератора.

Внимание!

Несоблюдение вышеуказанных рекомендаций может привести к перегрузке стартера и выходу его из строя! Для надежной и долговечной работы стартера строго следуйте этим рекомендациям!

6. Если и третья попытка пуска не удалась, то либо температура окружающей среды ниже -27 С° (границы возможности холодного пуска двигателя без вспомогательных устройств), либо двигатель неисправен, либо есть какое-то отклонение от рекомендаций, приведенных выше. Для решения возникшей проблемы необходимо обратиться к официальным дилерам LADA.

Внимание!

• Не допускается при помощи стартера начинать движение автомобиля. Это может повредить стартер и другие системы автомобиля!

• Движение начинайте на первой передаче в коробке передач при работающем двигателе.

Порядок пуска двигателя в автомобилях с автоматической трансмиссией:

1. Перед пуском двигателя переведите рычаг переключения передач в положение Р или N. Нажмите педаль тормоза. В любых других положениях селектора двигатель не пустится.

2. Включите зажигание, сделайте паузу в несколько секунд, чтобы электробензонасос успел поднять давление в топливной рампе до рабочего значения.

Внимание!

Во время пуска двигателя не следует нажимать на педаль акселератора. Пуск двигателя оптимизирован до температуры окружающей среды -27 ’С без участия водителя в управлении дроссельной заслонкой. При полном (до упора) нажатии на педаль акселератора в режиме пуска двигателя топливоподача блокируется для продувки цилиндров двигателя от лишнего топлива после неудачных пусков.

3. Включите стартер. После пуска двигателя отпустите ключ зажигания - стартер выключится.

Внимание!

Запрещается включать стартер более чем на 10 секунд.

4. Если в течение 10 секунд работы стартера двигатель не пустился, повторите пуск не ранее чем через 40 секунд.

5. Если вторая попытка пуска была безуспешной, третью начните не ранее чем через 40 секунд с полностью нажатой педалью акселератора (режим продувки цилиндров). После 3-5 секунд продувки топливоподача восстановится, двигатель запустится, необходимо плавно отпустить педаль акселератора.

Внимание!

В режиме продувки цилиндров пуск двигателя происходит при полностью нажатой педали акселератора, после пуска двигателя необходимо отпустить педаль акселератора - возможно резкое повышение оборотов двигателя.

6. Если третья попытка пуска не удалась, то либо температура окружающей среды ниже -27 С° (границы возможности холодного пуска двигателя без вспомогательных устройств), либо двигатель неисправен, либо есть какое-то отклонение от рекомендаций, приведенных выше.

Внимание!

Несоблюдение вышеуказанных рекомендаций может привести к перегрузке стартера и выходу его из строя! Для надежной и долговечной работы стартера строго следуйте этим рекомендациям!

Порядок остановки двигателя:

• полностью остановите автомобиль;

• на автомобилях с автоматической трансмиссией переведите рычаг переключения передач в положение Р;

• выключите зажигание.

Примечание. Остановка двигателя в положении рычага R, D, М может сопровождаться толчком силового агрегата, что не является неисправностью. Для исключения толчка выключайте двигатель в положении рычага Р.

После остановки двигателя срабатывает механизм запирающего противоугонного устройства на валу рулевого колеса. Для полного блокирования вала рулевого управления поверните рулевое колесо вправо или влево до щелчка.

При остановке двигателя из подкапотного пространства могут быть слышны щелчки и потрескивание деталей системы выпуска отработавших газов, что не является неисправностью.

• Остановка двигателя при движении опасна! Выключение зажигания приводит к блокированию рулевого управления и к резкому увеличению усилия нажатия педали тормоза, необходимому для торможения автомобиля. Не выключайте зажигание до полной остановки автомобиля!

• Не останавливайте автомобиль и не допускайте работу двигателя в местах, где легковоспламеняющиеся материалы (например, сухая трава и листья) могут оказаться в контакте с нагретыми деталями системы выпуска отработавших газов.

• Не оставляйте без присмотра в автомобиле животное, ребенка или взрослого с ограниченными возможностями. Они могут причинить вред себе или другим людям, например, запустив двигатель, включив такие устройства, как стеклоподъемники, или заблокировав двери. В теплую и/или солнечную погоду температура в салоне автомобиля поднимается очень быстро. ОПАСНОСТЬ ПОЛУЧЕНИЯ ТРАВМ!

Примечание. Жидкостные выделения из выхлопной трубы после пуска двигателя относятся к конденсату и являются результатом естественного рабочего процесса, неисправностью не являются.

НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ

Движение автомобиля допустимо начинать только после освобождения стекол салона от запотевания (в холодное время года от снега и льда) до уровня, обеспечивающего безопасность движения.

По возможности рекомендуется начинать движение без резких ускорений.

Внимание!

Резкое трогание с места, в том числе с включенным ручным тормозом, разворот с пробуксовкой передних колес при максимальной частоте вращения двигателя не допускается!

Во время движения следите за работой различных систем автомобиля по соответствующим приборам и сигнализаторам. В нормальных условиях сигнализаторы красного и мигающие сигнализаторы желтого света гореть не должны - их включение сигнализирует о необходимости проверки соответствующей системы у дилера.

Не выключайте зажигание при движении автомобиля. С остановкой двигателя резко возрастает усилие, которое необходимо приложить к педали тормоза для торможения автомобиля.

Начало движения в холодное время года

Движение автомобиля при отрицательной температуре окружающей среды рекомендуется начинать не ранее чем через 30 секунд после пуска двигателя.

Для автомобилей с механической трансмиссией: для обеспечения частичного прогрева масла в коробке передач необходимо, чтобы двигатель в течение некоторого времени поработал на минимальной частоте холостого хода при отпущенной педали сцепления. Если же у Вас такой возможности нет и прогрев двигателя и коробки передач Вы производите при движении автомобиля, то после длительной стоянки при низкой температуре окружающего воздуха рекомендуется некоторое время двигаться на низших передачах с невысокой частотой вращения коленчатого вала двигателя. По мере прогрева масла в коробке передач последовательно переходите на высшие передачи.

Внимание!

Во избежание повреждения механизма переключения передач внутри коробки передач из-за застывшего масла не прикладывайте чрезмерных усилий к рычагу переключения передач и не производите ударного (резкого) включения передач.

Для автомобилей с автоматической трансмиссией: для предотвращения интенсивного износа комплектующих коробки передач рекомендуется после пуска двигателя дать время, чтобы масло в коробке передач под давлением попало на все смазывающиеся поверхности.

В течение нескольких минут после начала движения следует избегать резких ускорений.

В очень холодную погоду система может блокировать переключение передач вручную, пока коробка передач не прогреется до рабочей температуры.

Движение на поворотах

При подъезде к повороту необходимо заранее оценить его и, в зависимости от радиуса поворота и состояния дорожного покрытия, уменьшить скорость, поворот проезжать в режиме «натяга», постепенно увеличивая частоту вращения коленчатого вала двигателя.

Это дает возможность проезжать поворот устойчиво даже на скользких участках, избегайте резких торможений или резкого отпускания педали акселератора в повороте, которые могут привести к потере сцепления колес с дорогой и, соответственно, к потере контроля над управлением автомобилем.

Движение во время дождя

В первые минуты после начала дождя проявляйте особое внимание и осторожность, так как смоченная пыль на дорожном покрытии образует скользкую пленку, резко снижающую сцепление шин с дорогой.

Будьте осторожны на мокрых участках дорог - не допускайте резких торможений, резкого нажатия и отпускания педали акселератора. Управляйте автомобилем без резких движений рулевым колесом.

При движении по лужам снижайте скорость во избежание аквапланирования, которое может вызвать занос или потерю управления. Изношенные шины увеличивают такую опасность.

При длительном движении по мокрой дороге, а также после преодоления луж (или после мойки автомобиля), когда в тормозные механизмы колес попадает вода, произведите при движении несколько плавных торможений, чтобы просушить тормозные накладки и механизмы.

Преодоление больших скоплений воды

Избегайте движения в затопленных местностях, в случае необходимости при движении по относительно глубоким или обширным скоплениям воды следует проявлять особую осторожность.

Внимание!

Во избежание повреждений автомобиля при движении, например по затопленным дорогам, необходимо учитывать:

• Перед проездом затопленного водой участка выяснить глубину. Уровень скопления воды не должен превышать нижнюю кромку порога автомобиля (см. схему А).

• Скорость движения не более 10 км/ч, на первой (либо М1 для автоматической трансмиссии) передаче с поддержанием повышенных оборотов двигателя.

• На затопленном участке нив коем случае не останавливайтесь, не двигайтесь задним ходом и не глушите двигатель.

• При нарушении рекомендаций по преодолению затопленного участка могут быть серьёзно повреждены такие узлы автомобиля, как двигатель, коробка передач, ходовая часть, электрооборудование.

Схема А. Нижняя кромка порога автомобиля

После преодоления бродов или глубоких луж и при намерении поставить автомобиль на длительную стоянку необходимо обеспечить небольшой пробег автомобиля для просушки узлов с целью исключения коррозионных повреждений подшипников ступиц передних и задних колёс.

Движение в холодное время года

Будьте очень осторожны на скользких участках дорог - не допускайте резких торможений, резкого нажатия и отпускания педали акселератора. Управляйте автомобилем без резких движений рулевым колесом.

Снижение скорости проводите постепенным переходом на пониженные передачи в коробке передач с частичным притормаживанием рабочими тормозами. Если, несмотря ни на что, автомобиль начинает заносить, поверните руль в сторону заноса и плавной работой рулём и педалью газа выровняйте автомобиль.

В местах пересечения дорог часто возникает наледь за счет пробуксовки колес при трогании с места. Поэтому при приближении к таким местам заранее, на сухом участке, начинайте снижение скорости.

При вождении автомобиля в условиях снегопада, если стеклоочистители не справляются с удалением снега со стекол и на них начинает образовываться ледяная корка, используйте функции блока управления климатической системой (см. раздел «Климатическая система»), Как только стекла достаточно нагреются, и ледяная корка оттает, удалите ее с помощью щеток стеклоочистителей.

Налипание снега на рычагах стеклоочистителя затрудняет их нормальную работу. Остановитесь с соблюдением Правил дорожного движения, выключите стеклоочистители и удалите снег.

Движение в горной местности

При движении в горной местности держитесь правой стороны дороги. Меньшая ширина дороги и сложный профиль трассы требуют большего внимания и осторожности.

На скользкой дороге не начинайте движение на крутой подъем, пока впередиидущий автомобиль не достигнет его вершины.

При остановке на подъеме или на спуске выверните руль до упора так, чтобы в случае самопроизвольного начала движения автомобиля его колеса уперлись в бордюр дороги.

• На автомобилях с механической трансмиссией не допускайте спуска с выключенным сцеплением и использованием только рабочих тормозов. Это приведет к перегреву тормозов и закипанию тормозной жидкости.

• Имейте в виду, что с увеличением высоты температура закипания тормозной жидкости снижается.

• Закипание тормозной жидкости в колесных цилиндрах означает полный отказ рабочих тормозов - педаль тормоза проваливается.

Внимание!

• На автомобилях с механической трансмиссией при движении на подъем своевременно переходите на низшие передачи в коробке передач, не допуская перегрузки двигателя и рывков автомобиля.

• На длинных спусках используйте двигатель в режиме торможения (педаль акселератора отпущена при включенной передаче) с частичным использованием рабочих тормозов.

ТОРМОЖЕНИЕ И СТОЯНКА

Садясь впервые за руль автомобиля, проверьте работу тормозов при умеренных скоростях движения для приобретения первого навыка торможения. Научитесь тормозить плавно.

Для автомобилей с механической трансмиссией: используйте плавное притормаживание рабочими тормозами с одновременным переходом на пониженные передачи в коробке передач.

Использование для торможения двигателем на скользкой или мокрой дороге слишком низкой для фактической скорости передачи, а также при этом резкое включение сцепления может вызвать нарушение сцепления колес с дорогой и спровоцировать потерю устойчивости автомобиля.

Для торможения двигателем выбирайте адекватную скорости передачу и плавно включайте сцепление. Такой прием обеспечивает устойчивость автомобиля даже на скользких участках дорог и, кроме того, способствует экономии топлива, увеличивает ресурс шин и тормозных накладок.

На Вашем автомобиле имеются два независимых друг от друга тормозных контура. В случае отказа одного из контуров тормозной системы торможение автомобиля обеспечивает второй контур. При этом ход педали тормоза увеличивается и снижается эффективность торможения, что в первый момент может быть оценено Вами как полный отказ тормозов. В данном случае не отпускайте педаль и не производите многократные нажимы, которые только увеличивают тормозной путь, а нажимайте на педаль до получения максимально возможной эффективности торможения.

Внимание!

Если при исправных подвесках, отрегулированных углах установки колес и нормальном давлении воздуха в шинах при торможении автомобиль заметно уводит в сторону, необходимо провести проверку рабочих тормозов.

При остановке или стоянке на подъёме или на спуске включите стояночный тормоз (см. раздел «Рычаг стояночного тормоза») и заднюю либо первую передачу в коробке передач. После чего убедитесь, что автомобиль надёжно заторможен.

Внимание!

• Чтобы тормозные колодки не примёрзли к барабанам или дискам после мойки автомобиля, движении по мокрым или заснеженным дорогам при низких температурах, не оставляйте автомобиль на открытой площадке, не просушив тормоза плавными торможениями при движении к стоянке.

• Во избежание прилипания тормозных колодок к барабанам или дискам не ставьте автомобиль на длительную стоянку с включенным стояночным тормозом.

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЯ С КАТАЛИТИЧЕСКИМ НЕЙТРАЛИЗАТОРОМ

Каталитический нейтрализатор является дорогостоящим узлом автомобиля, обеспечивающим охрану окружающей среды. Нейтрализатор может быть поврежден пропусками воспламенения в цилиндрах двигателя (внешнее проявление - перебои в работе двигателя и подергивания при движении автомобиля), т. к. несгоревшее в цилиндрах топливо будет воспламеняться в нейтрализаторе и температура в нем резко возрастет, что вызовет повреждение каталитического элемента нейтрализатора.

Электронный блок управления двигателем имеет специальную программу защиты каталитического нейтрализатора от пропусков воспламенения. При появлении пропусков воспламенения в одном или нескольких цилиндрах сигнализаторв комбинации приборов загорается в мигающем режиме, производится отключение подачи топлива в цилиндрах, в которых обнаружены пропуски, после этого сигнализатор горит постоянно до конца поездки.

Приемная труба выхлопной системы двигателя с каталитическим нейтрализатором имеет высокую рабочую температуру, поэтому категорически запрещается помещать и хранить в моторном отсеке легковоспламеняющиеся материалы и предметы (ветошь, бумагу ит. п.), а также использовать для утепления моторного отсека не сертифицированные АО «АВТОВАЗ» запчасти и аксессуары для предотвращения возможного возгорания.

Внимание!

• При появлении пропусков воспламенения и загорании сигнализаторав комбинации приборов необходимо обратиться к дилеру.

• Автомобили, оснащённые каталитическими нейтрализаторами, не рекомендуется заводить посредством буксировки!

• Рекомендуется заводить двигатель с использованием другого аккумулятора или внешнего источника тока постоянного напряжения 12 вольт, пользуясь вспомогательными пусковыми проводами.

• Ни в коем случае не используйте стартер для передвижения автомобиля!

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЯ С УСИЛИТЕЛЕМ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ

На автомобиль устанавливается электромеханический усилитель рулевого управления (далее по тексту электроусилитель), предназначенный для помощи водителю в управлении автомобилем. Электроусилитель производит увеличение крутящего момента, передаваемого водителем через рулевое колесо, по определенному алгоритму в зависимости от скорости движения автомобиля. Индикация состояния электроусилителя осуществляется на комбинации приборов сигнализатором«Неисправность рулевого управления» (см. раздел «Комбинация приборов»). Если сигнализатор не гаснет после пуска двигателя или загорается во время движения автомобиля, это свидетельствует о неисправности рулевого управления.

• Запрещается эксплуатация автомобиля при постоянно горящем сигнализаторе

• Если сигнализаторзагорелся во время движения автомобиля, остановитесь как можно скорее с соблюдением ПДД, заглушите двигатель и обратитесь к дилеру.

Электроусилитель начинает функционировать после пуска двигателя автомобиля.

В случае отключения электроусилителя (например, при буксировке автомобиля с выключенным двигателем) автомобиль остается управляемым, однако для этого потребуется прикладывать к рулевому колесу значительно большие усилия.

Малое усилие на рулевом колесе, обеспечиваемое усилителем рулевого управления, позволяет вращать рулевое колесо с большой скоростью. Необходимо контролировать скорость вращения рулевого колеса в крайних положениях и не прикладывать повышенных усилий при упоре рулевого колеса.

Технические характеристики
Паспортные данные, таблички
Ключи и ПДУ
Открытие дверей и крышки багажника
Сиденья
Подогрев сидений
Подушки безопасности
Ремни безопасности
Перевозка детей
СВЭОС и ЭРА-ГЛОНАСС
Панель приборов и педали
Комбинация приборов
Бортовой компьютер
Рулевое колесо
Замок зажигания
Управление световыми приборами
Корректор угла наклона фар
Освещение салона и багажника
Использование багажного отделения
Управление стеклоочистителями
Зеркала заднего вида
Климатическая система
Стеклоподъёмники
Солнцезащитные козырьки
Розетки и USB
Бардачок, карманы, подстаканники
Мультимедийная система
Система LADA Connect старт
Установка номерных знаков
Пользование МКП
Пользование АКП
Сстояночный тормоз
Движение и управление
Обкатка автомобиля
Круиз-контроль и Ограничитель
Система ESC
Система парковки и камера
Буксировка прицепа
Багажник на крыше
Заправка автомобиля
Расход топлива
Открытие капота
Уровень масла в двигателе
Уровень охлаждающей жидкости
Уровень тормозной жидкости
Долив жидкости в стеклоомыватель
Щётки стеклоочистителей
Шины и колёса
Замена колеса
Давление в шинах и TMPS
Аккумуляторная батарея
Предохранители и реле
Замена ламп
Буксировка и эвакуация
Уход за автомобилем
Эксплуатационные жидкости, объёмы