Автоматическая трансмиссия
Переключение режимов автоматической трансмиссии производится перемещением рычага переключения передач согласно схеме на накладке (рис. 3.6.3). Для включения и выключения режимов Р и R требуется предварительное нажатие на кнопку расфиксации 1.
Режимы работы автоматической трансмиссии:
Р-стоянка. Используется для исключения самопроизвольного движения автомобиля на стоянке. При этом стояночный тормоз может быть включен или выключен. При стоянке на уклонах рекомендуется включать стояночный тормоз перед включением режима Р, это снизит износ автоматической трансмиссии.
Внимание!
Положение Р не является заменой стояночного тормоза.
Рис. 3.6.3. Рычаг переключения передач автоматической трансмиссии (в вариантном исполнении)
R - передача заднего хода. Используется для движения назад, может быть включена только после полной остановки автомобиля при работе двигателя на холостом ходу.
N - нейтральное положение. Используется при пуске двигателя на стоянке одновременно с включенным стояночным тормозом или при буксировке автомобиля. Кроме того, данное положение рычага переключения можно использовать для пуска двигателя при внезапной его остановке во время движения, но без использования стояночного тормоза.
D - вождение с автоматическим управлением. Используется для движения вперед в автоматическом режиме переключения передач.
М - вождение с ручным управлением. Используется для движения вперед в ручном режиме переключения передач.
«+»- повышение передачи. Используется для включения повышенной передачи в ручном режиме переключения передач, «-«-понижение передачи. Используется для включения пониженной передачи в ручном режиме переключения передач.
Примечание. При перемещении рычага из положения N в положение D, М, «+», «-» и обратно кнопку расфиксации можно не нажимать. Положения Р, N, R, D, М являются фиксированными, положения «+» и «-» нефиксированными.
Внимание!
• Не допускается одновременное нажатие педали акселератора и педали тормоза во время движения автомобиля . Это ведет к повреждениям трансмиссии и электрооборудования автомобиля.
• Не допускается постоянная эксплуатация автомобиля в режиме интенсивного разгона-торможения. Это ведет к преждевременному износу деталей автоматической коробки передач.
• Если, находясь в движении, Вы случайно перевели рычаг переключения передач в положение N, дождитесь снижения оборотов коленчатого вала двигателя до уровня холостого хода, прежде чем включить режим D (включается без нажатия кнопки фиксатора) и вновь разогнаться.
• Не включайте положение D, когда автомобиль движется назад. Это может привести к повреждению коробки передач.
• Не двигайтесь накатом на нейтральной передаче, когда двигатель выключен. Это приведет к повреждению коробки передач.
Режимы работы автоматической трансмиссии (режимы D, R, N, Р и диапазоны М 1,2, 3, 4, 5, 6, 7) отображаются в комбинации приборов.
Пользование автоматической трансмиссией
Для предотвращения интенсивного износа комплектующих коробки передач рекомендуется после пуска двигателя дать время (не менее 30 секунд), чтобы масло в коробке передач под давлением попало на все смазывающиеся поверхности. В течение нескольких минут после начала движения следует избегать резких ускорений.
Трогание и движение в автоматическом режиме
Нажмите на педаль тормоза и, нажав на кнопку расфиксации 1 (рис. 5.6.1), переведите рычаг переключения передач в положение D, при этом можно почувствовать небольшой толчок (при низких температурах эффект может усилиться), отпустите педаль тормоза и, медленно нажимая на педаль акселератора, начните движение. В большинстве случаев при обычных условиях движения Вам больше не потребуется пользоваться рычагом переключения передач: переключение передач будет проходить автоматически в нужный момент и при оптимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя, так как автоматика учитывает нагрузку автомобиля, профиль дороги и выбранный Вами режим вождения.
Для того чтобы быстро совершить обгон, Вам нужно до упора нажать педаль акселератора. При этом коробка передач автоматически переключится на низшую передачу в зависимости от текущей скорости движения автомобиля. Автомобиль начнет ускоряться, используя всю мощность двигателя.
Внимание!
• При движении на автомобиле с автоматической трансмиссией рекомендуется избегать пробуксовки, резкого ускорения и торможения - это небезопасно для агрегата и обеспечивает повышенный износ коробки передач.
• Для обеспечения безопасности при управлении автомобилем с прицепом в сложных дорожных условиях (горные, грунтовые и заснеженные дороги либо дороги с поврежденным покрытием) рекомендуется использовать прицеп массой не более 450 кг (в обычных условиях движения полная масса прицепа, оборудованного тормозами, не более 900 кг) и рекомендуется перейти на мануальный режим М.
• При движении по дорогам со скользким покрытием (мокрое, грязное, гололедица ит. п.) в режиме D рекомендуется плавное управление педалью акселератора для исключения пробуксовки колес.
Рис. 5.6.1. Рычаг переключения передач автоматической трансмиссии
Особенности движения в мануальном режиме
В автоматической трансмиссии имеется специальный режим трогания на 2-й и 3-й передаче в мануальном режиме М 2 и М 3, который обеспечивает более комфортное трогание на покрытиях с низким коэффициентом сцепления (зимний режим).
Зимний режим активируется при первом трогании на 2-й (3-й) передаче в мануальном режиме М 2 (М 3). В ходе дальнейшей поездки трогание в мануальном режиме автоматически будет осуществляться на 2-й (3-й) передаче. В комбинации приборов при трогании будет отображаться символ М 2 (М 3), что обозначает активированный зимний режим трогания.
Для деактивации зимнего режима необходимо включить рычаг в положение D.
Также в мануальном режиме М производится принудительное программное переключение передач наверх при достижении оптимальных оборотов двигателя.
Трогание и движение задним ходом
Нажмите на педаль тормоза, отключите стояночный тормоз (если он был активирован) и, нажав кнопку расфиксации, переведите рычаг переключения передач в положение R, при этом можно почувствовать небольшой толчок, отпустите педаль тормоза. Медленно нажимая на педаль акселератора, начните движение.
«Ползущий» режим
Самостоятельное движение автомобиля без использования педали акселератора («ползущий» режим) поддерживается на холостом ходу двигателя в положении рычага R, D, М.
На горизонтальных участках дорог движение автомобиля осуществляется со скоростью около 7 км/ч.
Значение скорости может незначительно отличаться в различных эксплуатационных ситуациях - на уклонах, при включении кондиционера, движении задним ходом и т. д.
Остановка автомобиля
После полной остановки автомобиля, удерживая ногу на педали тормоза и нажав кнопку расфиксации, переведите рычаг переключения передач в положение Р, при этом в коробке передач будет включена нейтральная передача, а ведущие колеса механически заблокируются трансмиссией.
• Никогда не пытайтесь перевести рычаг переключения передач в положение Р во время движения автомобиля. Это приведет к потере управляемости автомобилем и к серьезным механическим повреждениям трансмиссии.
• Если необходимо проводить работы с автомобилем при работающем двигателе, включите стояночный тормоз и переведите рычаг переключения в положение Р.
Кратковременные остановки
При кратковременной остановке, например, перед светофором, необязательно переходить на позицию N и, тем более, Р. Достаточно удерживать автомобиль с помощью педали тормоза. Двигатель при этом будет работать в режиме холостого хода.
Примечание. С целью снижения расхода топлива, после остановки автомобиля, при определенных условиях (скорость - 0 км/ч; рычаг переключения передач в положении D; удержание педали тормоза; ровное, без уклонов дорожное покрытие; отсутствие включения ламп указателей поворотов и т. д.) реализована функция внутреннего перехода систем коробки передач в режим N. При переходе в состояние данного режима происходит снижение нагрузки на двигатель, воспринимаемое как слабо ощутимый толчок.
Внимание!
• При остановке на подъеме не следует удерживать автомобиль на месте путем нажатия на педаль акселератора либо путем использования «ползущего» режима. Это создает риск перегрева коробки передач. Необходимо удерживать автомобиль, нажав на педаль тормоза.
• В момент остановки на крутых подъемах возможно небольшое откатывание автомобиля назад. Для исключения откатывания используйте педаль тормоза или стояночный тормоз.
Стоянка
Автомобиль должен быть остановлен полностью. Включите стояночный тормоз и после этого поставьте рычаг переключения передач в положение стоянки Р. Благодаря такому порядку операций, особенно на уклонах, блокировочный механизм не будет слишком нагружен и впоследствии можно будет легко вывести рычаг переключения передач из этой позиции.
Перегрев рабочей жидкости
При сильном нагреве рабочей жидкости в автоматической коробке передач в комбинации приборов может появиться информационное сообщение и в вариантном исполнении загореться сигнализатор неисправности автоматической трансмиссии, который работает в мигающем режиме. Данная информация позволяет своевременно предупредить водителя о необходимости изменить режим движения или остановиться для охлаждения трансмиссии.
При этом с целью предотвращения дальнейшего перегрева автоматической трансмиссии будет включен двухступенчатый защитный режим: сперва только ограничения оборотов двигателя. В случае продолжения роста температуры будет включён режим ограничения момента двигателя в дополнении к режиму ограничения оборотов.
Этот режим является защитным и не требует обращения к дилеру. После охлаждения рабочей жидкости в автоматической коробке передач режим ограничения оборотов двигателя и момента двигателя будет отключён.
Снятие блокировки рычага переключения передач коробки передач
При разряженной аккумуляторной батарее рычаг переключения передач нельзя перевести из положения Р, даже если нажать кнопку расфиксации на рычаге, при нажатой педали тормоза.
Для перевода рычага переключения передач нужно нажать на кнопку принудительной разблокировки 2 (рис. 5.6.2), находящуюся под чехлом рычага 3, и одновременно нажать на кнопку расфиксации 1 (см. рис. 5.6.1) на рукоятке.
Рис. 5.6.2. Кнопка разблокировки рычага переключения передач автоматической трансмиссии
Порядок действий для снятия блокировки рычага (см. рис. 5.6.2):
• Необходимо аккуратно отщёлкнуть чехол 3, сперва в передней части, потом в задней, от накладки на центральном тоннеле пола и поднять его вверх.
• Нажать вниз на скобу разблокировки 2 согласно ее расположению.
• Теперь при нажатии кнопки расфиксации 1 (см. рис. 5.6.1) Вы сможете перевести рычаг переключения передач из положения Р в положение N.
Примечание. При возврате чехла 3 на место необходимо аккуратно защёлкнуть рамку чехла на консоль.
В целях обеспечения безопасности во время проведения этой операции включите стояночный тормоз или удерживайте нажатой педаль тормоза.
