СПБ, подушки безопасности
Система пассивной безопасности
Ваш автомобиль оборудован системой пассивной безопасности (СПБ). В зависимости от комплектации автомобиля СПБ включает в себя:
• Диагонально-поясные ремни безопасности с запирающим устройством инерционного типа, с устройством предварительного натяжения и ограничения нагрузки для водителя и переднего пассажира.
• Диагонально-поясные ремни безопасности с запирающим устройством инерционного типа для задних пассажиров.
• Фронтальную подушку безопасности водителя.
• Фронтальную подушку безопасности переднего пассажира.
• Систему оповещения о непристёгнутых ремнях безопасности водителя, переднего и задних пассажиров.
• Электронный блок управления системой пассивной безопасности с встроенным датчиком фронтального удара.
• Выключатель фронтальной подушки безопасности переднего пассажира.
Схема устройства системы пассивной безопасности для водителя и переднего пассажира показана на рисунке 2.3.1:
Рис. 2.3.1. Схема устройства системы пассивной безопасности для водителя и переднего пассажира (в вариантном исполнении)
1 - ремни безопасности водителя и переднего пассажира;
2 - фронтальная подушка безопасности водителя;
3 - фронтальная подушка безопасности пассажира;
4 - выключатель фронтальной подушки безопасности пассажира;
5 - электронный блок управления системой пассивной безопасности с встроенным датчиком фронтального удара;
6 - преднатяжители ремней безопасности водителя и переднего пассажира;
7-замки ремней безопасности водителя и переднего пассажира.
Фронтальные подушки безопасности предназначены для защиты водителя и переднего пассажира при фронтальном столкновении, при котором достаточная защита не может быть обеспечена одними только ремнями безопасности.
При любом столкновении датчики регистрируют замедление транспортного средства. Если степень замедления будет достаточно высокой (равной или превышающей значение, заложенное в память блока управления системой пассивной безопасности), то блок управления приводит в действие последовательно пиропатроны ремней безопасности (система преднатяжения ремней) и подушек безопасности.
При раскрытии подушки безопасности опасность ограничения видимости для водителя практически отсутствует, так как она наполняется и сдувается за короткий промежуток времени.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!
• Подушки безопасности обеспечивают оптимальную защиту при правильной установке положения сиденья, спинки сиденья и подголовника. Вся спина должна опираться на спинку сиденья, а сиденье должно быть отодвинуто назад настолько, насколько это практически удобно водителю, чтобы в вертикальном сидячем положении слегка согнутыми в локтях руками можно было держать рулевое колесо. Сиденье переднего пассажира максимально отодвинуто назад, а спинка приведена как можно в более в вертикальное положение, но так, чтобы пассажир не испытывал дискомфорт. Ремни безопасности обязательно должны быть пристёгнуты.
• Система пассивной безопасности водителя и переднего пассажира является автономным устройством разового использования. После срабатывания блок управления, модули надувных подушек безопасности и ремни безопасности с устройством предварительного натяжения подлежат обязательной замене .
В зависимости от силы и направления удара возможны следующие варианты срабатывания СПБ:
• При слабом фронтальном или боковом столкновении, переворачивании, наезде колесом на невысокое препятствие (бордюр, яма ит. д.), падении автомобиля с невысокого выступа возможно срабатывание блокировки ремней безопасности запирающим устройством инерционного типа.
• При сильном фронтальном столкновении срабатывают устройства предварительного натяжения ремней безопасности водителя и переднего пассажира, а также фронтальные подушки безопасности водителя и переднего пассажира. В этом случае срабатывание фронтальной подушки безопасности переднего пассажира зависит от положения выключателя подушки безопасности пассажира 4 (см. раздел «Подушки безопасности»).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!
• Подушки безопасности, а также устройства предварительного натяжения ремней безопасности водителя и переднего пассажира срабатывают только при включенном зажигании.
• Фронтальные подушки безопасности срабатывают, если датчик замедления регистрирует замедление, равное или превышающее значение, заложенное в память блока управления системой пассивной безопасности.
• Подушки безопасности, а также устройства предварительного натяжения ремней безопасности водителя и переднего пассажира срабатывают независимо от того, находится на сиденье человек или нет.
• Подушки безопасности, а также устройства предварительного натяжения ремней безопасности водителя и переднего пассажира могут сработать при ударе сзади, переворачивании, ударе по кузову автомобиля, наезде на бордюр, попадании колеса в яму, падении автомобиля с выступа ит. д., если автомобиль будет испытывать воздействия, аналогичные тем, которым он подвергается при фронтальном столкновении с определенными условиями.
• Запрещается самовольное вмешательство в СПБ. Все работы по ней должны выполняться только у дилера LADA.
Подушки безопасности
Подушки безопасности являются дополнительным к ремням безопасности средством защиты водителя и переднего пассажира для обеспечения более эффективной защиты от тяжёлых последствий дорожно-транспортного происшествия (ДТП).
Подушки безопасности срабатывают под воздействием сильного фронтального замедления, возникающего при ДТП.
Ваш автомобиль оборудован фронтальной надувной подушкой безопасности водителя и переднего пассажира. Фронтальная надувная подушка безопасности водителя размещается внутри центральной части рулевого колеса, выделенной цветом (рис. 2.5.1).
Рис. 2.5.1. Место установки фронтальной подушки безопасности водителя
Фронтальная надувная подушка безопасности переднего пассажира размещается внутри панели приборов, в зоне, выделенной цветом (рис. 2.5.2), непосредственно перед сиденьем переднего пассажира.
Рис. 2.5.2. Место установки фронтальной подушки безопасности переднего пассажира
Рис. 2.5.3. Предупреждающая табличка
О наличии соответствующей надувной подушки безопасности в автомобиле свидетельствует надпись «AIRBAG» на центральной части рулевого колеса - для водителя, на панели приборов - для переднего пассажира. Кроме того, на противосолнечном козырьке со стороны переднего пассажира располагается соответствующая предупреждающая табличка (рис. 2.5.3) о недопустимости установки детского кресла, обращённого спиной по ходу движения, при включенной подушке безопасности переднего пассажира.
Подушки безопасности обеспечивают оптимальную защиту при правильной установке положения сиденья, спинки сиденья и подголовника. Вся спина должна опираться на спинку сиденья, а сиденье должно быть отодвинуто назад настолько, насколько это практически удобно водителю, чтобы в вертикальном сидячем положении слегка согнутыми в локтях руками можно было держать рулевое колесо. Сиденье переднего пассажира максимально отодвинуто назад, а спинка приведена в максимально вертикальное положение, но так, чтобы пассажир не испытывал дискомфорт. Ремни безопасности обязательно должны быть пристёгнуты.
Неправильная посадка и (или) непристёгнутый ремень безопасности в случае раскрытия подушек безопасности может привести к серьёзной травме или гибели, т. к. для подушек безопасности при наполнении их газом необходимо пространство (см. рис. 2.5.4).
Подушка безопасности приводится в действие пиротехническим устройством, наполняющим газом тканевый мешок, чем объясняется звук хлопка, а также выделение тепла и дыма при их срабатывании (что не означает начало пожара). Раскрываясь, подушки безопасности ослабляют удар головы и грудной клетки водителя о рулевое колесо, головы и грудной клетки переднего пассажира о панель приборов при фронтальном столкновении.
При срабатывании подушек безопасности человек может получить повреждения кожи или иные травмы. Поверхности кожи, на которых появятся признаки раздражения, следует промыть мыльным раствором. При раздражении глаз следует промыть их чистой водой. При длительных беспокойствах следует обратиться к врачу.
Рис. 2.5.4. Неправильная и правильная посадки при раскрытии подушки безопасности
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!
• Надувная подушка безопасности не заменяет ремень безопасности, она только дополняет его действие, поэтому всегда пристегивайтесь ремнями безопасности. Кто не пользуется ремнями безопасности, рискует получить в момент ДТП существенно более тяжелые травмы или даже быть выброшенным из автомобиля, причем не исключена возможность смертельного исхода. Ремень способствует тому, что при ДТП Вы примете наиболее безопасное сидячее положение, при котором подушка безопасности может обеспечить наибольшую эффективность защиты.
• Никогда не крепите никакие предметы на рулевом колесе и панели приборов, поскольку при раскрытии подушек безопасности они могут привести к травмам. Такая же опасность существует и в тех случаях, когда водитель или пассажир курит трубку или использует мобильный телефон во время езды.
• Управляя автомобилем, не кладите предплечья/ладони на место, в котором смонтирована подушка безопасности.
• При движении пассажир на переднем сиденье не должен опираться на панель приборов или держать на руках какие-либо предметы, которые могут причинить травмы при срабатывании удерживающей системы. Также пассажир не должен класть ноги или другие части тела на панель приборов, т. к. это может привести к серьезным травмам. Пассажиру рекомендуется постоянно следить за тем, чтобы все части его тела (колени, руки, голова и т. д.) располагались на достаточном удалении от панели приборов.
• Запрещено устанавливать детское сиденье против направления движения на сиденье переднего пассажира, если не отключена подушка безопасности переднего пассажира.
• После снятия детского сиденья с сиденья пассажира следует снова включить подушку безопасности пассажира для обеспечения защиты пассажира в случае фронтального удара.
• Запрещается держать на руках какие-либо предметы, детей или домашних животных.
• Сразу после срабатывания подушек безопасности некоторые элементы системы могут иметь высокую температуру. Во избежание ожогов не прикасайтесь к горячим деталям.
Ваш автомобиль оборудован системой самотестирования подушек безопасности. Процесс самотестирования запускается каждый раз при включении зажигания, о чём свидетельствует включение сигнализатора
«Система надувных подушек безопасности» в комбинации приборов (см. раздел «Комбинация приборов»). После завершения самотестирования (примерно через 3 секунды) сигнализатор
гаснет.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!
• Если при включении зажигания сигнализатор
не загорается, либо продолжает гореть по истечении трёх секунд, либо включается после завершения процесса самотестирования, это свидетельствует о возникновении неисправности.
• В целях безопасности следует проверять исправность системы подушек безопасности в случаях попадания автомобиля в ДТП, угона или неквалифицированного ре-монта/воздействия на элементы подушек безопасности..
• Запрещается перевозить переднего пассажира при отключенной или неисправной фронтальной подушке безопасности пассажира.
Срабатывание подушек безопасности
Подушки безопасности не рассчитаны на срабатывание при любом столкновении. Есть определенные типы аварий, при которых, как предполагается, подушкой безопасности не будет обеспечена дополнительная защита (удар сзади), вторые и третьи столкновения при аварии с участием нескольких транспортных средств так же, как и столкновения при низкой скорости.
Повреждение транспортного средства указывает на поглощение энергии при столкновении и не является индикатором того, должна ли была сработать подушка безопасности.
Раскрытие подушек безопасности зависит от ряда факторов, включая скорость транспортного средства, угол столкновения, плотность и жесткость транспортных средств или объектов, с которыми произошло столкновение. Определяющие факторы не ограничиваются указанными ранее.
Ситуации со срабатыванием подушек безопасности водителя и переднего пассажира
Раскрытие подушек безопасности осуществляется в зависимости от силы, направления удара и других факторов (скорости движения автомобиля, плотности и жесткости объекта, с которым сталкивается автомобиль и т. д.).
При определенном сочетании этих факторов от датчиков поступает сигнал в электронный блок управления системой пассивной безопасности, который принимает решение о срабатывании (раскрытии) подушек безопасности.
Рис. 2.5.5. Зона действия и срабатывания фронтальных подушек безопасности
Подушки безопасности срабатывают:
• при сильном фронтальном столкновении;
• при определённой тяжести столкновения;
• в зонах действия, выделенных угловыми секторами по направлению, указанному стрелкой на рисунке 2.5.5.
Однако подушки безопасности могут сработать и в других аварийных ситуациях, если автомобиль будет испытывать воздействия, аналогичные тем, которым он подвергается при сильном фронтальном столкновении.
Пример ситуации со срабатыванием подушек безопасности водителя и переднего пассажира:
• в случае достаточного по силе удара, воздействующего на автомобиль спереди при определенных условиях (см. рис. 2.5.5).
Ситуации с возможным срабатыванием подушек безопасности водителя и переднего пассажира
Примеры ситуации с возможным срабатыванием подушек безопасности водителя и переднего пассажира показаны на рисунках 2.5.6, 2.5.7 и 2.5.8.
Рис. 2.5.6. Пример ситуации с возможным срабатыванием фронтальных подушек безопасности при ударе о бордюр, кромку тротуара или твердый материал
Рис. 2.5.7. Пример ситуации с возможным срабатыванием фронтальных подушек безопасности при падении или тряске на глубоких выбоинах
Рис. 2.5.8. Пример ситуации с возможным срабатыванием фронтальных подушек безопасности при жестком приземлении или падении с выступа
Подушки безопасности не срабатывают:
• при выключенном зажигании;
• при недостаточной тяжести фронтальных столкновений;
• при опрокидывании автомобиля;
• при ударах в автомобиль вне зоны действия и срабатывания или сзади, т. е. в случаях, когда подушка не может способствовать повышению безопасности (рис. 2.5.9).
Подушки безопасности могут не раскрыться при столкновениях на низкой скорости. Подушки безопасности не рассчитаны на раскрытие в таких ситуациях, поскольку их срабатывание не приводит к повышению уровня защищенности, обеспечиваемого ремнями безопасности.
Фронтальные подушки безопасности могут не раскрыться при боковом столкновении, поскольку при этом люди, находящиеся в автомобиле, смещаются в сторону удара, и раскрытие передних подушек безопасности не приводит к повышению уровня защищенности.-
Рис. 2.5.9. Примеры ситуаций с возможным несрабатыванием подушек безопасности водителя и переднего пассажира
Подушки безопасности могут не раскрыться, если транспортное средство сталкивается со столбом или деревом (рис. 2.5.10), когда удар сконцентрирован в одном месте и энергия столкновения поглощена структурой транспортного средства и направление концентрированной силы удара находится вне силовых элементов кузова (лонжеронов). В этом случае датчики могут не зарегистрировать удар такой силы, которая необходима для раскрытия подушек безопасности. По этим же причинам подушки безопасности могут не раскрыться и при попутном столкновении с транспортными средствами, когда энергия столкновения поглощена лицевыми поверхностями конструкций кузовов транспортных средств.
Рис. 2.5.10. Пример ситуации с возможным несрабатыванием подушек безопасности водителя и переднего пассажира
Внимание!
Степень повреждения кузова автомобиля при столкновении (или отсутствие серьезных повреждений) не всегда является показателем нормальной или ненормальной работы системы пассивной безопасности.
В некоторых случаях сильные повреждения кузова свидетельствуют о том, что значительная часть энергии удара была поглощена деформацией элементов кузова. При этом пороговое значение замедления, на которое настроены датчики замедления и которое вызывает срабатывание подушек безопасности, могло быть не превышено. В других случаях, когда удар пришелся на более жесткую часть автомобиля (например, ходовую часть) и сопровождался более значительным замедлением, кузов не получает значительных видимых повреждений, а подушки срабатывают.
Отключение фронтальной подушки безопасности переднего пассажира
Автомобиль комплектуется выключателем фронтальной подушки безопасности пассажира (рис. 2.5.11, 2.5.12), предназначенным для отключения фронтальной подушки при размещении на переднем сиденье ребёнка в специальном детском кресле (см. раздел «Безопасная перевозка детей»). Отключение подушки безопасности пассажира предотвращает её срабатывание и травмирование ею ребёнка.
Выключатель расположен на правой боковой поверхности панели приборов и доступен только при открытой двери переднего пассажира.
Рис. 2.5.11. Выключатель фронтальной подушки безопасности пассажира (в вариантном исполнении)
Рис. 2.5.12. Выключатель фронтальной подушки безопасности пассажира (в вариантном исполнении)
• Всегда отключайте фронтальную подушку безопасности переднего пассажира при установке обращённого спиной по ходу движения детского кресла на место переднего пассажира для предотвращения травмирования ребёнка.
Рис. 2.5.13. Сигнализатор отключенной фронтальной подушки безопасности пассажира (в вариантном исполнении)
• После демонтажа детского кресла с сиденья переднего пассажира обязательно включите подушку безопасности переднего пассажира.
Для отключения подушки безопасности следует нажать на рукоятку и повернуть её в положение OFF, для включения -в положение ON.
При отключённой подушке безопасности переднего пассажира на консоли потолка желтым светом загорается сигнализатор 1 (рис. 2.5.13) с символом
