Техническое обслуживание автомобиля
Регулярные проверки и техническое обслуживание деталей и компонентов с учётом интервалов, обозначенных в Сервисной книжке, необходимы для гарантии эксплуатационной безопасности и надлежащей работы автомобиля в течение срока его эксплуатации. Владельцу необходимо организовать проведение небольших проверок и несложное техническое обслуживание самостоятельно.
Техническое обслуживание подразделяется на ежедневное и периодическое.
ЕЖЕДНЕВНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Для автомобилей проводится ежедневное техническое обслуживание (ЕТО).
Основное назначение ЕТО - общий контроль за состоянием узлов и систем, обеспечивающих безопасность движения и поддержание надлежащего внешнего вида автомобиля.
Техническое состояние автомобиля в объеме ЕТО необходимо проверять один раз в сутки перед началом движения после стоянки или на остановках после длительного движения.
Для устранения неисправностей, обнаруженных во время проведения ЕТО, следует обратиться в специализированный сервисный центр.
При обслуживании автомобиля, проверке уровня и доливки жидкостей/ смазочных материалов необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:
- пользоваться защитными очками и перчатками;
- открытые участки кожи и поверхности с лакокрасочными покрытиями, на которые попала жидкость/ смазочный материал, необходимо промыть водой;
- не допускать разлива жидкости/ смазочного материала в канализацию, открытые водоемы, грунтовые воды или в почву, необходимо подставлять емкость.
ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Периодическое техническое обслуживание производится по инициативе пользователя, в соответствии с интервалами, которые определяются пройденным пробегом или временем использования (в месяцах), с целью обеспечения безопасной эксплуатации.
Вследствие продолжительной эксплуатации, детали и компоненты автомобиля изнашиваются, а производительность может понижаться. Чтобы поддерживать эффективность эксплуатации на максимальном уровне и обеспечить долгосрочную безопасность, необходимо компенсировать износ вы-поднял проверки и техническое обслуживание в соответствии с указанными интервалами.
Интервалы периодической проверки и параметры, детали и компоненты указаны в Сервисной книжке в разделе «Виды и периодичность технического обслуживания автомобиля». Всегда производите замену таких деталей в качестве меры безопасности у вашего ближайшего уполномоченного сервисного партнера КОМПАС.
Карты ТО для шасси КОМПАС 9 и КОМПАС 12 смотрите ниже.
Смазочные материалы, масла и специальные жидкости применять в соответствии с рекомендациями (см.тут) .
ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ ПРИ ЕЖЕДНЕВНОМ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ (ЕТО)
№ п/п |
Наименование операции |
Технические требования и указания |
1 |
Проверить состояние и герметичность приборов и трубопроводов системы питания топливом, системы нейтрализации, системы смазки двигателя, системы охлаждения, гидропривода сцепления, коробки передач, ведущего моста, тормозной системы, рулевого управления, узлов подвески, системы кондиционирования. |
См. подраздел «Проверка состояния и герметичности приборов и трубопроводов систем автомобиля». При потере герметичности устранить неисправность. При необходимости довести до нормы уровень жидкости/ масла в соответствующей системе автомобиля. Необходимо проверить состояние вентилятора системы охлаждения. Не допускается наличие трещин на лопастях и следов трения о кожух. При необходимости обратиться в сервисный центр. |
2 |
Проверить наличие неисправностей в системах автомобиля по показаниям контрольных ламп на комбинации приборов и сообщениям на дисплее комбинации приборов. |
Определение и устранение неисправности см. тут. |
3 |
Проверить действие приборов освещения, световой и звуковой сигнализации. |
Проверить исправность всех приборов освещения и световой сигнализации. Проверить действие выключателя аварийной сигнализации. Убедиться в исправности контрольных ламп и звукового сигнала. Проверить действие передних фонарей и фар: указателей поворотов (левый, правый), габаритных и контурных огней, ближнего света фар, дальнего света фар, противотуманных фар. Проверить действие задних фонарей: указателей поворотов (левый, правый), «стоп» сигнала, габаритных и контурных огней, фонарей заднего хода. |
4 |
Проверить крепление дисков колес и состояние шин. | |
5 |
Проверить наличие конденсата в одном из ресиверов тормозной системы. | |
6 |
Проверить уровень масла в картере двигателя. | |
7 |
Проверить уровень жидкости в системе охлаждения. | |
8 |
Проверить состояние механизма закрывания бортов платформы автомобиля. |
Запорные устройства должны надёжно удерживать закрытыми (при наличии). |
9 |
Слить отстой из фильтра грубой очистки топлива (ФГОТ) (для комплектаций без датчика). |
Слить отстой из фильтра грубой очистки топлива (см. «Фильтр грубой очистки топлива»). Слив производить до тех пор, пока не пойдет чистое дизельное топливо без признаков воды. |
РЕГЛАМЕНТ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Обозначения:
👁 - осмотреть, проверить
• - заменить
🛠 - затянуть
💧 - смазать
🖌 - очистить
Тип обслуживания | ТО-0 | ТО-1 | ТО-2 | ТО-3 | ТО-4 | ТО-5 | ТО-6 | ТО-7 | ТО-8 | ТО-9 | ТО-10 | ТО-11 | ТО-12 | ||
ТО-2500 | S | М | S | L | S | М | S | L | S | М | S | L | |||
Периодичность выполнения (в зависимости от того, что наступит раньше) | по пробегу, тыс. км | 1-5 | 20 | 40 | 60 | 80 | 100 | 120 | 140 | 160 | 180 | 200 | 220 | 240 | |
по сроку, мес. | 6 | 12 | 18 | 24 | 30 | 36 | 42 | 48 | 54 | 60 | 66 | 72 | |||
Трудоемкость, н/ч | 0,5 | 8,81 | 10,5 | 8,81 | 11,15 | 8,81 | 10,5 | 8,81 | 11,15 | 8,81 | 10,5 | 8,81 | 11,15 | ||
№ | Система / узел / деталь | Тип операции | |||||||||||||
1 | Двигатель | Проверить состояние и крепление подвески двигателя | - | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 |
2 | Проверить состояние и работоспособность двигателя по холостому ходу и ускорению | - | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | |
3 | Проверить систему вентиляции картерных газов | - | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | |
4 | Проверить состояние воздушного компрессора | - | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | |
5 | Проверить состояние промежуточного охладителя системы впуска (интеркулер), при необходимости промыть | - | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | |
6 | Заменить основной фильтрующий элемент воздухоочистителя | - | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | |
7 | Проверить состояние ремней привода агрегатов | - | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | |
8 | Проверить плотность охлаждающей жидкости | - | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | |
9 | Проверить затяжку болтов и гаек крепления турбокомпрессоров | - | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | |
10 | Проверить состояние и крепление выхлопных труб и патрубков системы выпуска | - | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | |
11 | Проверить состояние и крепление бака нейтрализующей жидкости | - | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | |
12 | Заменить масло в системе смазки двигателя | - | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | |
13 | Заменить фильтрующий элемент масляного фильтра | - | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | |
14 | Заменить фильтрующие элементы фильтра тонкой очистки топлива | - | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | |
15 | Заменить фильтрующий элемент фильтра грубой очистки топлива | - | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | |
16 | Проверить состояние и крепление топливного бака | - | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | |
17 | Заменить маслоотделитель блока дозирования жидкости для систем очистки отработавших газов | - | - | • | - | • | - | • | - | • | - | • | - | • | |
18 | Заменить фильтр блока дозирования жидкости для систем очистки отработавших газов | - | - | - | - | • | - | - | - | • | - | - | - | • | |
19 | Заменить фильтр бака жидкости для систем очистки отработавших газов | - | - | - | - | • | - | - | - | • | - | - | - | • | |
20 | Отрегулировать тепловые зазоры в клапанном механизме газораспределения | - | - | - | - | 👁 | - | - | - | 👁 | - | - | - | 👁 | |
21 | Трансмиссия | Проверить состояние и крепления привода КП | - | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 |
22 | Заменить масло в коробке передач | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | |
23 | Проверить свободный ход толкателя поршня главного цилиндра привода сцепления | - | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | |
24 | Смазать подшипник выключения сцепления | - | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | |
25 | Очистить от грязи сапуны ведущих мостов | - | 🖌 | 🖌 | 🖌 | 🖌 | 🖌 | 🖌 | 🖌 | 🖌 | 🖌 | 🖌 | 🖌 | 🖌 | |
26 | Проверить состояние и крепление карданного вала привода заднего моста | - | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | |
27 | Смазать шарниры, шлицевые соединения карданных валов | - | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | |
28 | Заменить масло в картерах главных передач, состояние подшипников ступиц колес заднего, ведущего моста | - | - | • | - | • | - | • | - | • | - | • | - | • | |
29 | Заменить жидкость в приводе сцепления | - | - | • | - | • | - | • | - | • | - | • | - | • | |
30 | Рулевое управление | Проверить схождение колёс передней оси | - | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 |
31 | Проверить отсутствие люфта в шарнирах рулевых тяг | - | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | |
32 | Проверить отсутствие люфта карданного вала рулевого управления | - | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | |
33 | Проверить состояние и крепление рулевого управления | - | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | |
34 | Проверить суммарный люфт рулевого управления | - | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | |
35 | Смазать шарниры рулевых тяг (при наличии масленок) | - | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | |
36 | Смазать шкворни поворотных кулаков | - | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | |
37 | Заменить фильтрующий элемент бачка насоса гидроусилителя рулевого управления | - | - | • | - | • | - | • | - | • | - | • | - | • | |
38 | Заменить масло в системе гидроусилителя рулевого управления | - | - | • | - | • | - | • | - | • | - | • | - | • | |
39 | Подвеска, колёса | Проверить состояние и крепление колес | - | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 |
40 | Отрегулировать давление в шинах колес | - | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | |
41 | Заменить смазку в подшипниках ступиц колес передней оси | - | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | |
42 | Заменить смазку в подшипниках ступиц колес заднего моста | - | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | |
43 | Проверить состояние и крепление элементов передней и задней подвесок | - | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | |
44 | Тормозная система | Проверить работоспособность и функционирование тормозной системы | - | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 |
45 | Проверить герметичность тормозной системы | - | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | |
46 | Проверить износ тормозных накладок | - | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | |
47 | Проверить работоспособность стояночного тормоза | - | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | |
48 | Проверить состояние тормозных механизмов передней оси | - | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | |
49 | Проверить состояние тормозных механизмов заднего моста | - | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | |
50 | Смазать регулировочные рычаги тормозных механизмов | - | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | 💧 | |
51 | Проверить состояние и крепление воздушных ресиверов | - | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | |
52 | Заменить фильтр-патрон осушителя тормозной системы | - | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | |
53 | Прочее | Проверить систему ЭРА-ГЛОНАСС | - | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 |
54 | Проверить состояние механизма опрокидывания кабины | - | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | |
55 | Проверить действие системы отопления | - | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | |
56 | Проверить действие системы кондиционирования | - | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | 👁 | |
57 | Проверить состояние и крепление аккумуляторной батареи | - | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | |
58 | Проверить состояние и крепление подвески кабины | - | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | |
59 | Проверить состояние и крепление платформы | - | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | 🛠 | |
60 | Заменить салонный фильтр | - | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | |
61 | Проверить направление светового потока фар | - | - | 👁 | - | 👁 | - | 👁 | - | 👁 | - | 👁 | - | 👁 | |
62 | Проверить состояние рамы | - | - | 👁 | - | 👁 | - | 👁 | - | 👁 | - | 👁 | - | 👁 |
Проверка состояния и герметичности приборов и трубопроводов систем автомобиля
Подтекание и каплеобразование топлива, масел и специальных жидкостей не допускается.
При потере герметичности необходимо устранить неисправности. Устранить течи подтяжкой элементов крепления трубопроводов. При необходимости обратиться в сервисный центр.
Обнаруженные при осмотре неисправности должны устраняться квалифицированными специалистами, допущенными к выполнению работ.
Двигатель CUMMINS
Перед проведением проверки выключить двигатель.
Для устранения неисправностей следует обратиться в сервисный центр.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРИКАСАТЬСЯ К ЛЮБОМУ КОМПОНЕНТУ СИСТЕМЫ ВЫПУСКА ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ПОСЛЕ ДОЛГОЙ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ В ТЕЧЕНИЕ 30 МИНУТ ПОСЛЕ ЕГО ОСТАНОВКИ.
Ежедневное техническое обслуживание двигателя CUMMINS следует проводить согласно Руководства по эксплуатации двигателя CUMMINS.
Руководство по эксплуатации двигателя CUMMINS прикладывается к автомобилю.
1. Необходимо проверить на слух отсутствие какого-либо необычного шума двигателя, который может указывать на необходимость ремонта.
2. Необходимо проверить состояние вентилятора системы охлаждения.
Не допускается наличие трещин на лопастях. Проверять отсутствие трещин, ослабленных заклепок, погнутых или плохо закрепленных лопастей.
3. Ежедневно осматривать впускной воздухопровод с целью обнаружения следов износа и повреждения воздухопровода, слабо затянутых хомутов и микроотверстий, которые могут вызвать повреждение двигателя. Убедиться в отсутствии коррозии под хомутами и шлангами воздухопроводов системы впуска.
4. Необходимо проверять трубку сапуна двигателя Cummins на наличие внутри нее загрязнений и льда. В условиях льдообразования проверять трубку чаще. Не допускается перегиб сапуна. Визуально проверять трубку на отсутствие трещин и повреждений.
5. Ежедневно проверять состояние ремня привода агрегатов. Перед проведением проверки выключить двигатель.
Проверить визуальным осмотром состояние ремня. Допускаются поперечные трещины. Не допускается пересечение поперечных и продольных трещин. Ремень подлежит замене также в случае выкрашивания его фрагментов.
Тормозная система
1. Необходимо проверить состояние тормозных камер, тормозных шлангов и трубок. Тормозные камеры должны быть надежно закреплены. Шланги не должны иметь потертостей, повреждений и трещин. Не допускается смятие трубок тормозной системы.
Герметичность пневмопривода тормозных систем определяется на слух или по указателям давления в тормозной системе, расположенным на комбинации приборов. Утечка воздуха не допускается.
При неработающем двигателе и включенном стояночном тормозе падение давления в каждом контуре тормозной системы автомобиля должно быть не более 100 кПа в течение 30 минут.
При неработающем двигателе, выключенном стояночном тормозе и нажатой педали рабочего тормоза падение давления в каждом контуре тормозной системы автомобиля должно быть не более 0,05 кПа в течение 15 мин, исключая падение давления за счет заполнения тормозных магистралей.
2. Необходимо проверить работу дренажной системы осушителя.
При работе компрессора в режиме наполнения утечка воздуха через атмосферный вывод осушителя не допускается. При достижении максимального давления в системе через атмосферные выводы осушителя должен произойти сброс воздуха.
Система рулевого управления
Проверить визуальным осмотром состояние привода рулевого управления.
Для проверки установить передние колеса на горизонтальной площадке. Проверить свободный ход рулевого колеса при работе двигателя на холостом ходу, поворачивая рулевое колесо вправо и влево до начала поворота управляемых колес (свободный угол должен быть не более 25°).
Не допускается осевое перемещение рулевого колеса.
Рекомендации по проверке крепления деталей рулевого механизма
Проверять шплинтовку гаек шаровых пальцев рулевых тяг (внешним осмотром), крепление сошки рулевого механизма.
Сошка не должна иметь повреждений. Гайка крепления сошки должна быть закреплена и законтрена.
Гайки шаровых пальцев должны быть затянуты и зашплинтованы. При отсутствии шплинтов поставить их на место.
Проверка шплинтовки гаек шаровых пальцев рулевых тяг: 1 - сошка рулевого механизма; 2 - тяга; 3 - гайка прорезная; 4 - шплинт; 5 - палец шаровой
Система кондиционирования.
Ремень привода агрегатов
Необходимо регулярно проверять состояние ремня привода агрегатов и ремня привода компрессора системы кондиционирования.
Перед проведением проверки необходимо выключить двигатель.
Допустимые трещины
Недопустимые трещины
Проверить визуальным осмотром состояние ремня. Допускаются поперечные трещины. Не допускается пересечение поперечных и продольных трещин. Ремень подлежит замене также в случае выкрашивания его фрагментов.
Все работы по обслуживанию системы кондиционирования следует проводить в специализированном сервисном центре.