Тормозная система
Примечание:
См. также Моторный тормоз
РАБОЧАЯ ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
Рабочая тормозная система служит для уменьшения скорости движения автомобиля и полной его остановки, управляется тормозной педалью.
СТОЯНОЧНАЯ ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
Стояночная тормозная система предназначена для удержания автомобиля на месте в течение длительного времени.
Стояночная тормозная система включается и выключается краном управления стояночным тормозом. Рукоятка крана управления стояночной тормозной системы расположена между передними сиденьями, имеет два фиксированных положения .
РУКОЯТКА КРАНА УПРАВЛЕНИЯ СТОЯНОЧНЫМ ТОРМОЗОМ
Стояночный тормоз выключен (Положение «Движение»)
Стояночный тормоз включен (Положение «Остановка»)
При включении стояночной тормозной системы на комбинации приборов загорается контрольная лампа
РАСТОРМАЖИВАНИЕ СТОЯНОЧНОЙ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Способы растормаживания стояночной тормозной системы при аварийных ситуациях:
1. Если невозможно наполнить ресиверы сжатым воздухом, то автомобиль можно растормозить механически. Для этого вывернуть до упора (приблизительно 40 оборотов) болты механического растормаживания . После устранения неисправностей в пневмоприводе тормозной системы болты ввернуть.
Энергоаккумулятор тормозных камер
1 - болт механического растормаживания
Если в пневмоприводе тормозной системы отсутствует давление воздуха, то после механического растормаживания стояночной тормозной системы автомобиль не имеет никаких тормозных систем.
Перед растормаживанием пружинных энергоаккумуляторов стояночного тормоза необходимо подложить под колеса противооткатные упоры.
2. При отсутствии сжатого воздуха в пневмосистеме автомобиля, автомобиль можно растормозить с помощью подачи сжатого воздуха от внешнего источника к клапану контрольного вывода, расположенному в любом ресивере пневмопривода.
ЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМОЙ
Автомобиль оборудован тормозной системой, включающей в себя электронные системы управления:
- антиблокировочную систему (АБС);
- противобуксовочную систему (ASR);
- систему курсовой устойчивости (ESC).
АНТИБЛОКИРОВОЧНАЯ СИСТЕМА ТОРМОЗОВ
Основное назначение системы АБС - автоматическое поддержание оптимального торможения автомобиля без блокировки (юза) колес независимо от того, на какой дороге происходит торможение -скользкой или сухой.
Благодаря этому автомобили приобретают ряд достоинств:
- повышение активной безопасности за счет обеспечения устойчивости и управляемости в процессе торможения и повышение тормозной эффективности автомобиля, особенно на мокрых и скользких дорогах;
- продление срока службы шин;
- возможность увеличения средней безопасной скорости движения.
ПРОТИВОБУКСОВОЧНАЯ СИСТЕМА
Отдельные комплектации автомобилей с системой АБС в дополнении к ней могут быть оборудованы системой ASR.
Противобуксовочная система предотвращает пробуксовку ведущих колес независимо от дорожных условий.
При повороте ключа замка выключателя приборов и стартера в первое фиксированное положение система ASR включается в автоматическом режиме.
При пробуксовке ведущих колес с одной или с обеих сторон автоматически включается рабочий режим системы ASR. при этом на панели приборов игает контрольная лампа'. После окончания пробуксовки контрольная лампа гаснет.
Если ведущие колеса проворачиваются с одной стороны, ASR автоматически их притормаживает.
При пробуксовке ведущих колес с обеих сторон ASR автоматически понижает тяговое усилие двигателя.
СИСТЕМА КУРСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
Электронная система курсовой устойчивости ESC - это комбинация двух стабилизирующих движение автомобиля систем:
- системы поддержания курсовой устойчивости автомобиля, которая определяет степень проворота руля и скорость вращения колес автомобиля, компенсирует потерю управляемости избирательным притормаживанием необходимого колеса;
- системы против опрокидывания, которая снижает скорость, предотвращая переворачивание автомобиля в различных ситуациях на дороге.
Критическими, даже для автомобилей с ESC, являются:
- большой и/ или резкий поворот рулевого колеса на высокой скорости;
- условия нагрузки с очень высоким центром тяжести;
- условия нагрузки с небольшой нагрузкой и одновременно высоким центром тяжести;
- условия нагрузки с высоким и смещающимся центром тяжести;
- ситуации управления автомобилем, где колеса соприкасаются с боковой поверхностью (тротуар).
Возможности системы ESC не могут преодолеть все возникающие при движении автомобиля критические ситуации.
Система ESC не освобождает водителя от необходимости учета погодных условий и дорожной обстановки.
Система ESC включается автоматически при пуске двигателя. При осуществлении системой курсовой устойчивости стабилизирующего воздействия на движение автомобиля на панели приборов мигает контрольная лампа
Систему ESC необходимо выключить, если:
- автомобиль оснащен противоскользящими цепями;
- автомобиль движется по глубокому снегу или по грунтовой дороге;
- автомобиль застрял (например, на грунтовой дороге).
Выключение/ включение системы курсовой устойчивости осуществляется выключателем, расположенным на панели приборов.
При выключенной системе ESC на комбинации приборов горит контрольная лампа