Замена колеса
Примечание:
См. также Запасное колесо
1. Шина
• На вашем автомобиле могу использоваться шины только определённого размера. Убедитесь в том, что вы используете шины необходимого размера.
• На стойке двери водителя находится наклейка, на которой указан нужный размер. Убедитесь в том, что вы используете шины размера, указанного на наклейке.
• Если вы сомневаетесь насчёт правильного размера шин вашего автомобиля, свяжитесь с уполномоченным дистрибьютором или дилером FUSO.
Не используйте одновременно диагональные и радиальные шины, а также не используйте шины другого размера, либо иные дисковые колёса. Использование шин иного размера и других дисковых колёс приведёт к ухудшению рулевого управления, что может привести к несчастному случаю. Это также может вызвать следующие проблемы.
• Система ABS может не сработать надлежащим образом.
• Спидометр будет указывать иную скорость, отличную от фактической.
• Система DUONIC (трансмиссия) не сможет переключать передачи в необходимое время, поэтому расход топлива увеличится.
• Шины могут касаться рамы и элементов рулевого управления.
Используйте шины и дисковые колёса без трещин или прочих повреждений.
После перестановки колёс, отрегулируйте баланс перед тем, как начать движение.
• Из-за способности генерировать тепло, новые шины имеют склонность к быстрому износу. Для автомобилей отличных от мусоровозов, устанавливайте две шины как комплект спереди, где нагрузка меньше. Новые шины необходимо обкатать на скорости 60 км/ч или меньше при прохождении расстояния в 200 км или больше. После периода обкатки следует проверить давление в шинах.
• Если между внутренними и внешними шинами задних двойных колёс есть разница, она не должна превышать 6 мм, при этом, шины меньшего диаметра должны быть внутри.
2. Подъём автомобиля домкратом
• Включите ручной тормоз надлежащим образом.
• Осуществляйте подъём домкратом на твёрдой, горизонтальной поверхности.
Если вы осуществляете подъём на склоне или мягкой почве, домкрат может соскользнуть, что приведёт к несчастному случаю.
• Применяйте домкрат только в специальной точке. Если вы примените домкрат в иной точке автомобиля, он может соскользнуть, что приведёт к несчастному случаю.
• Убедитесь в том, что на домкрате или в точке применения домкрата отсутствует масло или смазка. (Вытрите все загрязнения.) В противном случае, домкрат может соскользнуть, что приведёт к несчастному случаю.
• Не запускайте двигатель, пока автомобиль поднят на домкрате. Вибрация двигателя может привести к соскальзыванию домкрата.
• Нельзя находиться под автомобилем, когда он находится на домкрате. Это опасно, так как вас может зажать под автомобилем, если домкрат соскользнёт.
• Если автомобиль должен находиться на домкрате в течение долгого времени, поместите опоры домкрата или иные подставки под раму в целях безопасности.
• Не используйте два или несколько домкратов на одном автомобиле одновременно.
* Не поднимайте домкрат больше, чем это необходимо. Это может привести к поломке домкрата.
* Домкрат на вашем автомобиле предназначен для использования на нём же. Не используйте домкрат на другом транспортном средстве.
* Указания по использованию домкрата указаны в инструкции к нему. Убедитесь в том, что вы прочитали её перед эксплуатацией домкрата.
Перед подъёмом автомобиля на домкрате
• Остановите транспортное средство на плоской твёрдой поверхности. Держите ручной тормоз включённым всё время. На автомобилях с механической коробкой передач, поместите рычаг переключения передач в нейтральное положение. Если ваш автомобиль оборудован системой DUONIC, поместите рычаг переключения передач в положение «Р».
• Заглушите двигатель.
• Если по дороге у вас спустила шина, и вам необходимо сразу же её поменять, расположите автомобиль в безопасном месте, где вы не будете мешать дорожному движению, включите аварийные сигналы и используйте красный или белый флажок или ткань, чтобы предупредить проходящие мимо автомобили.
• Выведите всех пассажиров из автомобиля.
• С помощью специального устройства заблокируйте шину, диагонально противоположную той, которую вы будете менять.
Пример:
Заблокируйте левую переднюю шину, если необходимо поменять заднюю правую.
• Подготовьте запасную шину.
Использование гидравлического домкрата
1. Если место, которое вы хотите поднять, слишком высоко, отрегулируйте высоту домкрата посредством поворота подъёмника 1 против часовой стрелки.
2. Используя вырез на конце рукоятки ключа 2 (инструмент в автомобиле), поверните клапан выпуска 3 полностью по часовой стрелке.
3. Вставьте рукоятку ключа в отверстие 4 домкрата и качайте ручку вверх и вниз для подъёма автомобиля.
Домкрат для автомобиля с независимой подвеской складывается и раскладывается в два приёма. Остановите подъём автомобиля при проявлении отметки 5 . Продолжение работы домкрата может повредить его.
Для опускания
1. Медленно поверните клапан выпуска против часовой стрелки с помощью выреза на конце рукоятки ключа.
Поворачивайте клапан медленно. Если вы повернёте его быстро, автомобиль будет быстро опускаться, что приведёт к соскальзыванию домкрата с его точки.
• Избегайте ослабления клапана выпуска более, чем на 2 оборота.
• Не закрывайте клапан очень быстро в момент опускания автомобиля, так как это может повредить домкрат.
2. Вытащите домкрат и нажмите на его верхнюю часть.
3. Полностью поверните клапан выпуска по часовой стрелке. Поверните головку подъёмника по часовой стрелке, чтобы убрать её.
4. СНЯТИЕ КОЛЕСА
Точки расположения домкрата для перед него моста
• Модели FE
(Автомобили без стабилизатора жёсткой рессорной подвески)
Нижняя часть листовой рессоры
(Автомобили со стабилизатором жёсткой рессорной подвески)
Нижняя часть листовой рессоры за поперечной тягой
(Автомобили с независимой подвеской)
Точка упора домкрата за передним колесом
При использовании гаражного домкрата 1 для подъёма передних колёс автомобиля с независимой подвеской, поместите деревянную планку 3 между домкратом и центром перекрёстного элемента подвески 2.
Примечание:
Не осуществляйте упор домкрата только в перекрёстный элемент.
• Модели FG
Точка упора домкрата 1 в нижней части переднего моста.
Точки расположения домкрата для заднего моста
• Модели FEB0
Точка упора домкрата 1 в нижней части корпуса заднего моста.
• Модели FEAO
Нижняя часть листовой рессоры
• Модели FEA5, FEB7 и FEC
Нижняя часть корпуса моста (за U-образным болтом листовой рессоры)
• Модели FG
Нижняя часть корпуса заднего моста.
Как снять колесо
• Ни при каких обстоятельствах не позволяйте никому находиться под автомобилем тогда, когда он поддерживается только домкратом. Домкрат может соскользнуть. Также не запускайте двигатель, пока автомобиль поднят на домкрате.
• Проверьте, что домкрат расположен безопасно.
Если домкрат соскользнёт, может произойти несчастный случай.
• Если автомобиль должен находиться на домкрате в течение долгого времени, поместите опоры домкрата или иные подставки под раму в целях безопасности.
• Не пытайтесь снять внешнее колесо двойного колеса, наехав внутренним колесом, например, на деревянный блок.
На автомобилях, у которых двойные колёса с общими гайками, несчастный случай может произойти вследствие того, что внутренние и внешние шины снимаются одновременно при удалении гаек колёс.
• Если автомобиль везёт тяжёлый груз, разгрузите его, прежде чем поднимать на домкрате.
• При подъёме автомобиля домкратом, убедитесь, что вы поместили домкрат только в определённые места упора, так как размещение домкрата в других точках может повредить автомобиль, либо привести к травмам.
1. Включите ручной тормоз надлежащим образом. Поместите блокираторы спереди и сзади (в зависимости от стороны автомобиля) колеса, диагонально противоположного тому, которое необходимо поднять.
2. Поместите домкрат под точкой упора и поднимите автомобиль до точки, в которой шина всё ещё касается земли.
При подъёме автомобиля на небольшую высоту, убедитесь в том, что домкрат надёжно закреплён в своём положении.
Если домкрат выскальзывает из точки упора при полном подъёме автомобиля, он может упасть и привести к серьёзным травмам.
3. Используя торцевой ключ 1 и рукоятку ключа 2 , которые включены в комплект инструментов автомобиля, слегка ослабьте гайки колеса, поворачивая их в обозначенном направлении. Не снимайте гайки.
3 Для колеса по правую руку
4 Для колеса по левую руку
Примечание:
• Гайки на колёсах по правую руку имеют правую резьбу (отмечена как «R», либо не отмечена вовсе). Гайки на колёсах по левую руку имеют левую резьбу (отметка «L» или «LH»).
• Если вы хотите снять только внешнее колесо двойного колеса с двойными гайками, то вам не нужно ослаблять гайки внутреннего колеса.
• Вставьте рукоятку ключа в торцевой ключ до тех пор, пока она не выступит наружу. Также, полностью прижмите торцевой ключ к гайке колеса. Если вы не прижмёте ключ к гайке как следует, ключ и рукоятка могут сорваться и нанести вам травму при приложении усилия.
• Не ослабляйте гайки колёс слишком сильно, чтобы не повредить резьбу.
4. Поднимите автомобиль так, чтобы шина оказалась над землёй.
5. Снимите гайки, а затем шину.
• Одно колесо (одиночные гайки) Снимите все гайки, затем снимите колесо.
• Двойное колесо (одиночные гайки) Снимите все гайки, затем одновременно снимите внутреннее и внешнее колесо.
• Двойные колёса (двойные гайки)
Сначала ослабьте гайки внешнего колеса 5 и снимите внешнюю шину 6; затем опустите домкрат, ослабьте гайки внутреннего колеса 7 с помощью квадратного окончания торцевого ключа, а затем поднимите автомобиль снова, чтобы снять внутреннюю шину 8.
Примечание:
На автомобиле с двойными задними колёсами, либо с одиночными гайками, такими как на передних колёсах, снятие одиночных гаек позволяет снять как внутренние, так и внешние колёса.
• Не вращайте поднятое колесо, если автомобиль имеет дифференциал с ограниченной пробуксовкой. Мощность передастся на колесо, стоящее на земле, в результате чего автомобиль может начать двигаться.
• При снятии колёс, проявляйте осторожность, чтобы не повредить болты и резьбу гаек внутренних колёс.
При подъёме автомобиля домкратом, убедитесь, что вы поместили домкрат только в определённые места упора, так как размещение домкрата в других точках может повредить автомобиль, либо привести к травмам.
5. УСТАНОВКА КОЛЕСА
1. Произведите очистку следующих зон и элементов, прежде, чем устанавливать колесо. Если такие зоны и элементы грязные, гайки колеса могут ослабиться по время вождения.
1 Резьба на болтах и гайках колеса
2 Установочная или сферическая поверхность гаек
3 Монтажная поверхность дискового колеса
4 Сопрягающиеся поверхности дискового колеса и колпака колеса
5 Поверхность контакта гайки на дисковом колесе и колпаке колеса
6 Внутренняя поверхность дискового колеса
7 Направляющие ступицы
• Если перечисленные выше объекты грязные, гайки ослабятся во время эксплуатации автомобиля. Если резьба болта или гайки повреждена, либо, если дисковое колесо треснуло или иным образом повреждено, замените колесо новым и оригинальным. Повреждённое колесо может ослабиться и вызвать серьёзную аварию во время движения автомобиля.
• Не окрашивайте монтажные поверхности дискового колеса 8, сопрягающиеся поверхности двойного колеса 9, установочные поверхности гаек колеса 10, а также ступицу колеса, так как толстая плёнка краски может вызвать ослабление гаек.
2. Устанавливайте колесо таким образом, чтобы болты колеса совпадали с отверстиями болтов в дисковом колесе. Затем, затяните гайки, чтобы удерживали дисковое колесо в нужном месте. При работе с передним колесом, удерживайте крышку колеса вместе с дисковым колесом во время закручивания гаек. Направьте фланцевый конец 11 или сферический конец 12 гаек колеса в направлении дискового колеса.
При установке колеса, будьте осторожны, чтобы не повредить резьбу болтов и гаек внутренних колёс.
Примечание:
Болты и гайки колёс под правую руку имеют правую резьбу а колёс под левую руку - левую.
Вы можете определить гайки и болты для правых и левых колёс, проверив часть 13 каждого болта или гайки. Гайки и болты правых колёс отмечены как «R», либо не отмечены вовсе. Гайки и болты колёс по левую руку имеют левую резьбу (отметка «L» или «LH»).
3. Осторожно опустите автомобиль до тех пор, пока шины не коснутся земли.
4. Затяните гайки так, как это показано на иллюстрации, повторяя цикл затяжки от 2 до 3 раз. Затем, затяните гайки, применяя определённый крутящий момент.
• Вставьте рукоятку ключа в торцевой ключ до тех пор, пока она не выступит наружу.
Также, полностью прижмите торцевой ключ к гайке колеса. Если вы не прижмёте ключ к гайке как следует, ключ и рукоятка могут сорваться и нанести вам травму при приложении усилия.
• Не прыгайте и не толкайте рукоятку ключа в момент затяжки ключа с помощью собственного веса. Это может привести к чрезмерной затяжке гайки. Чрезмерная затяжка может перегрузить болты, либо деформировать поверхность дискового колеса.
• Гайки колёс должны быть затянуты с использованием определённого крутящего момента. Если гайки затянуты слабо, либо слишком сильно, детали могут повредиться, а колесо сорваться. Это может привести к невозможности вождения, повреждению автомобиля и физическим травмам.
Если гайки нужно закручивать динамометрическим ключом, использование торцевого ключа и рукоятки должно использоваться только в аварийных ситуациях. Используйте динамометрический ключ для проверки крутящего момента как можно быстрее после того, как вы использовали торцевой ключ и рукоятку, чтобы закрутить гайки.
Модель |
Крутящий момент затяжки |
Метод затяжки |
Модели FEA0 и FEB0 |
от 170 до 230 Н м (от 17 ± 23 кгс м) |
Примените силу в 600 Н (60 кгс) в отношении точки «WEIGHT» на рукоятке ключа. |
Модели, отличные от FEA0 и FEB0 |
от 450 до 550 Н м (от 45 до 55 кгс-м) |
Примените силу в 800 Н (80 кгс) в отношении конца рукоятки ключа. |
Не используйте смазку, содержащую дисульфид молибдена. Использование смазки такого типа может привести к чрезмерной затяжке гаек колеса, а впоследствии к сломанным болтам ступицы или деформации установочных поверхностей дискового колеса. Это даже может привести к съёму колеса во время вождения.
5. Установите задние двойные колёса так, как описано ниже.
При замене внешнего колеса на автомобиле, задние двойные колёса которого закреплены гайками двойных колёс, убедитесь в том ,что вы повторно затянули гайки внутренних колёс, прежде, чем затянули гайки внешних колёс.
Примечание:
• При установке двойных колёс, убедитесь, что воздушный клапан внутреннего колеса и воздушный клапан внешнего колеса находятся напротив друг друга. Если воздушный клапан внутреннего колеса находится, например, в положении 1 на иллюстрации, убедитесь в том, что воздушный клапан внешнего колеса находится в положении 2.
• На автомобилях с клапаном расширения, убедитесь в том, что вы установили клапан расширения 14 на внутреннюю шину двойных колёс.
• Колёса, закреплённые двойными гайками Установите внутренние колёса, а затем снова поднимите автомобиль. Установите внешнее колесо так, чтобы болты колеса располагались в центре отверстий для болтов дискового колеса, а затем затяните гайки несильно, чтобы исключить болтание колеса.
Опустите автомобиль, затем затяните гайки колеса в последовательности, указанной на иллюстрации. Повторите действия два или три раза, окончательно затягивая гайку с применением определённого крутящего момента.
• Колёса, закреплённые одиночными гайками Установите внутренне и внешнее колесо так, чтобы болты колёс располагались в центре отверстий для болтов дискового колеса, а затем затяните гайки несильно, чтобы исключить болтание.
Опустите автомобиль, затем затяните гайки колеса в последовательности, указанной на иллюстрации. Повторите действия два или три раза, окончательно затягивая гайку с применением определённого крутящего момента.
6. Если заменяется только внешнее колесо двойного колеса, установленного с помощью двойных гаек, повторно затяните гайки внутреннего колеса, прежде, чем установить внешнее колесо.
• При замене колеса, будьте осторожны, чтобы не повредить резьбу болтов и гаек внутренних колёс.
• В момент эксплуатации автомобиля после замены колеса, гайки немного ослабляются на ранней стадии вождения вследствие «приработки». Таким образом, необходимо повторно затянуть гайки колеса после прохождения расстояния от 50 до 100 км (от 30 до 60 миль). Впоследствии, повторно затягивайте гайки через равные промежутки времени.